Примерное время чтения: 4 минуты
114

ГОЛАЯ ПРАВДА. Искусство со спущенными штанами

Порнография в кино чуть моложе самого кинематографа. Имя первого режиссера, открывшего новую эру, осталось неизвестным. Не прошло, правда, и десяти лет, как героя в постели стал сменять то бородатый козел, то медведь.

ИОСИФ Сталин и Адольф Гитлер не любили эротики. Даже в фашистской Италии при жеребце Бенито Муссолини порнография "замерзла" до высадки союзников на Сицилии и полной победы над тоталитаризмом. Свободный мир принес с собой новые горизонты, в том числе и для кинопорнографии, а также новые запреты. В Европе, Америке и Азии окончательно сложилось "антипорнографическое" законодательство - в Японии весьма жесткое, в США помягче, в Швеции еще более либеральное, а у нас вообще непонятно, какое.

ИСТОРИЯ С ПОРНОГРАФИЕЙ

К ТОМУ моменту, когда в Европе отгремели битвы сексуальной революции, выяснилось, что "перезревшая" порнуха - это уже вовсе не порнуха, а... высокое искусство.

Все началось с киноверсии романа "Эммануэль" все в той же Франции. Критики победили блюстителей общественной морали, фильм получил небывалый прокат, а с ним и всемирную славу. Плотина была прорвана, и последующие достижения кинематографа лишь пополняли список разрешенных тем. Лилиана Кавани в "Ночном портье", например, не только доказала, что и эсэсовцы любить умеют, но и вывела на широкий экран эротические сцены с элементами садомазохизма. Потом были "Последнее танго в Париже", "Империя чувств", "Калигула"...

С точки зрения классической христианской морали разницы между порнухой "с идеей" и без оной нет никакой. Правда, общественное мнение по этому вопросу предпочитает слушать кинокритиков, а не служителей культа.

ВНЕШНОСТЬ ОБМАНЧИВА...

ДЛЯ квалификации порнографии сегодня во всем мире пользуются немудреным тестом: изображение детородного органа "в походном положении" - эротика, "в боевом" - порнография. Попытки добраться до причин через нагромождение словесной эквилибристики приводят всего лишь к одному критерию: возбуждает или не возбуждает. А что и, главное, для чего возбуждает?

В 1976 г. японский режиссер Нагиса Осима снял скандально известную "Империю чувств Любовные утехи героя и героини были показаны в фильме с откровенно порнографической прямотой, что, собственно, и вызвало фурор. "Империю" пытались запретить, но публика вовремя подметила: формально-то это порнуха, а вот на самом деле...

Действительно, фильм был гораздо глубже и по большому счету рассказывал, что может произойти между мужчиной и женщиной, если они пойдут в любви до конца. А произошло убийство, смерть главного героя, задушенного в порыве страсти его возлюбленной. А она сошла с ума. "Все настоящее, в том числе и любовь, - говорит своим фильмом Осима, - страшно. Наверное, поэтому любви в нашем мире так мало".

Парадокс "Империи чувств", однако, заключается в том, что иными средствами, кроме грубого натурализма, режиссер не мог изобразить ту самую "настоящую любовь". Полунамеки, колышащиеся простыни здесь бы не прошли - зритель попросту ничего бы не понял.

Детальное, во всех подробностях изображение полового акта было для режиссера лишь средством донести свою достаточно сложную мысль до зрителя. То, что принято называть "порнографией", здесь - не более чем художественный прием. Что-то вроде соленых сушек к пиву. Кстати, о еде-питье. В Германии издатели известного рода литературы добиваются законодательного признания порнографии видом искусства наравне с... кулинарией. Логика такая: если кулинарное искусство призвано возбуждать аппетит, то порнография...

КАЖДОМУ - СВОЕ

А ФИЛЬМЫ ужасов? Тот же, что и у "порнухи", голый расчет на возбуждение зрителя - разве что возбуждение несколько иного свойства. Однако "ужастики" считаются безобидными, а "порнуха" аморальной, хотя и то, и другое - всего лишь виды псевдоискусства. При желании к той же категории можно отнести слезоточивые мелодрамы, эксплуатирующие человеческую жалость, и особо крутые боевики, призванные щекотать нервы.

Таким образом, разница между искусством и неискусством обусловлена, как всегда, целью и средством ее достижения. Если первое предполагает достижения катарсиса, то второе -э рекции, ужаса или, в лучшем случае, аппетита. И порнография, в силу распространенного и по сей день пуританства, оказалась "крайней" в ряду "неискусств" - нечто некачественно сделанное автоматически нарекается "порнухой", тогда как созданная в муках творчества табуретка запросто может быть наречена произведением искусства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно