Чтобы считаться правоверным мусульманином, любому смертному достаточно "от души" произнести арабское изречение, называемое шахадой: "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его посланник". Слова шахады и были начертаны на зеленой повязке Шамиля Басаева, захватившего заложников в Буденновске.
ДРАМА в Ставрополье, за которой наблюдали миллионы россиян, еще раз подтвердила, что угроза распространения экстремизма реально существует и в нашей стране.
К подавляющему большинству самых нашумевших в последние годы терактов ведет так называемый "исламский след": за крушением в 1988 году американского пассажирского самолета под Шотландией, захватом в Средиземноморье лайнера "Акино Лаура", взрывом в Международном торговом центре в Нью-Йорке, за десятками не менее громких убийств и "таинственных исчезновений" стоят приверженцы ислама, "защитники" чистоты мусульманской веры, каковыми они сами себя стремятся представить.
Парадокс заключается в том, что ислам, как и остальные мировые религии, в основе своей проповедует ненасилие, любовь к ближнему и покаяние. Знакомое же для многих понятие "джихад" (в переводе с арабского - "священная война") сознательно или бессознательно искажается в угоду чьим-то политическим амбициям. По законам ислама, существуют большой и малый джихад. Одна из основ мусульманского вероучения - большой джихад - подразумевает войну, которую верующий объявляет собственным грехам и порокам, самосовершенствование, борьбу за очищение своей души. И лишь малый джихад - и то в исключительных случаях - войну в прямом смысле этого слова. Шапочное же знакомство с заповедями ислама становится главной причиной принятия экстремистами доктрины джихада для достижения своих целей, как оказывается, абсолютно не связанных ни с верой, ни с ее защитой.
На Ближнем Востоке - родине самого пророка Мухаммеда - все больше стран сталкивается с проблемой религиозного экстремизма. В Алжире, например, власти уже несколько лет находятся в состоянии открытого вооруженного противостояния со сторонниками крайне правого Исламского фронта спасения (ИФС). Только за последние годы в столкновениях между ИФС и правительственными войсками было убито более 3 тысяч человек.
В свое время мне удалось побывать в египетской провинции Асьют, где наиболее остро ощущается влияние правых экстремистских группировок. Асьют - один из самых отсталых и малоразвитых регионов Египта. Удручающая нищета - состояние подавляющего большинства населения, выход из которого предлагают "борцы за чистоту ислама". Исполнителями воли "исламских авторитетов" становятся безработная городская молодежь и неграмотные крестьяне, мечтающие получить вознаграждение за убийство "неверного", не превышающее и 100 $. Ежегодно в результате деятельности экстремистов в Египте погибает около 200 человек.
Известно, что, например, в Судане действует около 20 специальных лагерей по подготовке боевиков. В недавнем покушении на президента Мубарака в Аддис-Абебе Каир обвиняет суданские власти.
Со времен афганской войны для России и стран СНГ особую опасность представляют лагеря по подготовке террористов в Пакистане. Именно там в районе города Пешавар, где больше всего было сосредоточено афганских беженцев, пакистанские и арабские инструкторы готовили борцов за веру - моджахедов. Афганская война давно закончилась, но лагеря по подготовке террористов не пустуют...
По сведениям, там проходили краткий курс боевики из таджикской оппозиции, из Чечни и даже крымские татары. По информации, поступившей в редакцию от жителей Крыма, пакистанские инструкторы нелегально засылались туда для подготовки боевиков на месте.
Подводя итог, можно сказать, что терроризм политический процветает там, где не решены национальные и социально-экономические проблемы. Это хорошо видно на примере Палестины, Чечни, Таджикистана. Нужно искать и находить методы ведения диалога с оппонентами, в том числе и с теми, кто прикрывается лозунгами защиты религии.