Рассказывают, что в день визита в госпиталь министра обороны Павла Грачева в палатах убрали графины, стаканы и все тому подобное, что может оказаться под рукой молодых солдат, ставших инвалидами в Чечне...
МИНИСТР в палаты не пошел. Так же, как некоторое время спустя не доехала до госпиталя его супруга. Не знаю, по какой причине визит не состоялся, возможно, по уважительной, но раненые поговаривают, что, наверное, денег стало жалко, поскольку обещали по случаю этого визита всем по 15 долларов... Насколько эти разговоры оправданны, выяснять не стала почти сознательно: я хочу, чтобы вы знали мнение ребят, раненных в Чечне в январе этого года и до сих пор находящихся в подмосковном госпитале.
Они все происходящее и с ними, и вокруг них воспринимают не так, как мы с вами: гораздо острее, более болезненно. Я думаю, прежде всего от собственной незащищенности и дикой, бесчеловечной несправедливости по отношению к ним своей страны.
В качестве компенсации за ампутированные руки, ноги, тяжелые ранения им выплатили страховку - двести пять тысяч рублей. Издевательство, насмешка? Это слишком мягкие слова...
Восьмой месяц они лежат в госпитале, им платят двенадцать тысяч рублей в месяц - солдатская зарплата. "Зато, - говорят, - ведь лечим бесплатно, и протезы тоже..." Это "забота" государства.
Война отбросила их не на два года назад, даже не на нулевую точку, а далеко в отрицательные величины. И виноват в этом чей-то приказ начать войну... Поэтому они озлоблены - на министра, правительство, государство. Но именно все это вместе значит для них "Родина". Наверное, тяжело жить, ненавидя свою Родину.
- Если бы мы сейчас вернулись здоровые, мы бы в мафию пошли. Да запросто! Стрелять умеем. И все бы у нас было: и квартиры, и машины. Потому что честным трудом этого в полжизни не заработать! Это я к примеру говорю. Ведь многие идут зарабатывать таким образом деньги, чтобы "отмазаться" от армии или получить образование, сейчас ведь все платное, а чтобы бесплатно поступить, надо, наверное, Ломоносовым родиться. На все нужны большие деньги, а где их взять...
В свое время общество с изумлением обнаружило, что многие "афганцы" оказались в рядах мафии, в бандитских кругах. А сегодня ребята рассказывают, что в госпиталь заруливают какие-то безымянные бандиты на крутых иномарках и без лишних вопросов могут вывернуть свои карманы: "Это вам, купите, что надо, вам сейчас плохо, трудно, а нам и так хватает, мы воруем достаточно у этого государства..." Благодатная почва. Мы теряем еще одно поколение?
РАЗУМЕЕТСЯ, кроме государства есть фонды, ассоциации, общества. Да, и в меру сил они помогают - как умеют. Привозят фрукты, цветы, подарки. Искреннее им спасибо, ребятам приятно, что о них помнят. (А то ведь в январе - феврале, когда Чечня началась, все ринулись помогать раненым, которым, честно говоря, было ни до чего, у многих были слишком тяжелые ранения. А потом, как водится, про них тихонечко подзабыли, вниманием не балуют. Журналисты, случается, приезжают, но от них толку немного.) Но вот что досадно: приезжают бывшие "афганцы", сами: многое испытавшие, пережившие такие же тяжелые времена, вроде бы своим примером убедительно поддерживающие этих ребят: "Мы вас понимаем, вы не сдавайтесь, у вас все наладится, вы же мужики... Посмотрите на нас, мы сейчас в порядке, у нас есть свое дело, работа, деньги, семьи, машины мы водим, несмотря на протезы, и у вас все будет нормально. Мы вам поможем, вы нам звоните..." Хорошо, если при этом оставят номер телефона, а могут уехать и просто так. Видимо, быстро забывается тяжелое, а с высоты своих состоявшихся карьер очень трудно опять подняться до понимания тонкой разницы. Эти молодые мужики не могут разом до конца сломать себя и ходить выпрашивать помощи. Давать надо так, чтобы могли взять. Тогда уж действительно лучше так, как поступил один московский банк: приехали без цветов, но с конвертами - каждому по несколько сотен тысяч рублей, реальная помощь.
- Нас этим только и тыкают: вы мужчины, крепитесь, держитесь, не падайте духом, все у вас будет нормально...
ОНИ держатся, но планы строить, по-моему, боятся. "Приедем домой, там видно будет..." Как их там встретят? Родители, друзья - понятно. Но кроме них есть военкоматы, ВТЭКи, чиновники всех уровней, против которых нужны железные нервы и здоровье. Не зря они боятся этого. Уже есть у них самих, у их родственников печальный опыт, когда от ворот поворот.
- Протез этот тоже года на четыре, а потом? Вряд ли мы сможем за эти четыре года скопить денег на новый. (К сведению, хороший протез ноги ниже колена стоит около 5 тысяч долларов. - Ред.). Сейчас здоровые не могут нормальных денег заработать, а мы-то кому нужны...
Они нормальные ребята, не слабаки, которые всю жизнь прячутся за мамину юбку. В основном ребята из простых семей с небольшим достатком, из деревень, из маленьких российских городков, где, как водится, по нескольку месяцев не выплачивают зарплату. Но они и в этом отношении настроены не "по-инвалидному": просить не будем. Дайте только заработать, для этого надо всего-то - доучиться (ведь многих призвали со второго, третьего курса) и найти нормальную работу. Всего-то... Но в наше время это не так-то просто, согласитесь. Ровесники, однокурсники, кто не пошел служить, уже закончили учебу, нашли неплохие места, у многих уже сложились семьи. У этих все отодвинуто на неопределенный срок. Не по их вине. Они не просят исключительных условий, трамплина. Просто им нужно помочь.
Редакция газеты "Аргументы и факты" перечислила по одному миллиону рублей получившим тяжелые ранения во время боевых действий в Чечне:
Станиславу Петрову,
Александру Москалеву,
Сергею Давидову,
Вадиму Макушкину,
Евгению Саркисову.
Сергею Рябовецкому.