ВЕТЕРАНЫ-ПЕНСИОНЕРЫ поверили обещаниям, произнесенным в дни юбилея Победы Президентом и премьер-министром. В своем послании парламенту Б. Н. Ельцин, например, заявил: "Мы в неоплатном долгу перед людьми старших возрастов, перед их тяжелым трудом и ратным подвигом". Появилась надежда, что по долгам собираются платить и обеспечить достойную жизнь хотя бы в оставшиеся еще несколько лет, а для некоторых - лишь месяцев. Ведь не секрет, что установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют даже самого основополагающего права: права на жизнь. Об этом свидетельствует, в частности, волюнтаристский "уровень прожиточного минимума", который озвучен в народе "уровнем вымирания".
В 1990 г. минимальная пенсия (70 руб.) позволяла приобрести мяса 35 кг (против 7 кг в июле 1995 г.), или 190 литров молока (против 29), или 88 кг сахара (против 24), или 400 кг хлеба (против 50), или 350 кг картофеля (против 75 кг), и так далее.
Максимальная пенсия тогда (132 рубля) позволяла увеличить покупку перечисленных выше продуктов в 2,6 раза. Например, приобрести мяса 65 кг, что превышало даже годовую потребность в нем.
Увеличенная с 1 августа минимальная пенсия обеспечит прожиточный минимум едва наполовину. А ведь треть оставшихся в живых или, лучше сказать, полуживых пенсионеров существует именно на минимальную пенсию.
А кем, скажите, было создано национальное богатство страны, исчисляемое сегодня 13 триллионами долларов, что в пересчете на современные деревянные рубли составляет цифру с семнадцатью знаками: 58,5 квадриллионов рублей?
Выходит, что благодаря созданному нынешними пенсионерами экономическому потенциалу страны современные бизнесмены-коммерсанты осуществляют свою деятельность и получают теперь миллиардные доходы и другие блага. Отсюда и вытекает ответ на вопрос, кто ж кого кормит и кто кого содержит.
А что же получают теперь сами ветераны-пенсионеры из созданных ими богатств?
В Законе "О государственных пенсиях в РСФСР" его авторами предусмотрена методика исчисления размеров пенсий, лишенная малейшего научного обоснования и вообще здравого смысла. В расчетах размера пенсий учитывается заработок только для тех, у кого он низкий. Для тех же, у кого заработок был в 2,4 раза больше тогдашней средней зарплаты по стране, он не имеет никакого значения, так как перечеркивается волюнтаристским решением о том, что максимальная пенсия не должна превышать трех нищенских минимальных. При существующей методике расчета пенсии им начисляется около 8 процентов от фактического заработка. Между тем, во многих странах мира размер пенсии устанавливается не ниже 75 процентов от заработка, а в некоторых странах - 100 процентов.
Многие пенсионеры, как правило, работали не по 25 лет, а по 50 лет и более. Но вторые 25 лет дискредитируются тем, что по ним начисляется только 1 процент пенсии за 1 год. Следовательно, для получения второго размера заработанной пенсии он должен был отработать еще не 25 лет, а полных 100 лет. Где же логика, тем более что во вторые 25 лет проценты отчислений от заработка в Пенсионный фонд нисколько не уменьшались?
Участие в самой жестокой в человеческой истории войне 1941 - 1945 гг. оценено в размере лишь одной минимальной пенсии. Зато участие в словопрениях в Государственной Думе народных депутатов оценивается более, чем в 2 млн. руб., что составляет около 40 минимальных зарплат, и это сверх других благ.
Андрей КОВАЛЕВСКИЙ, доктор экономических наук.