С 25 по 30 сентября Ассоциация российских Домов моды провела в г. Сочи первую в истории Неделю русской моды. 36 российских фирм и домов моды под предводительством президента ассоциации Славы Зайцева представили на суд прессы и коллег свои коллекции на весну-лето-96.
"БОЛЬШАЯ ШЛЯПА" И ЕЛЬЦИН В ЛАВКЕ
В ПОСЛЕДНЕЕ время Сочи вошли в моду. Одних только фестивалей не счесть: и "Кинотавр", и музыкальный "Гардемарины, вперед", и теннисная "Большая шляпа". Плюс гастроли "звезд" разной величины и визиты первых людей государства, которые приезжают сюда с завидным постоянством. Несмотря на такое пристальное внимание политиков и истеблишмента, город изменился мало: на набережной так же грязно, на пляже красуется гениальная надпись: "Купаться в шторм запрещено. Спасение 150 тыс. руб.", в магазине смешных ужасов продается маска Ельцина за 200 тыс. руб. - прицениваются часто, покупают редко.
Первая Неделя русской моды чудесным образом совпала с последней неделей отдыха в Сочах Президента России. Вероятно, этим и можно объяснить, почему русская мода решила громко заявить о себе именно в этом не самом крупном провинциальном городе, забравшись в скромный зальчик местного Театра мод. Ельцин, конечно, на показы не пришел, зато его супруга, Наина Иосифовна, в сопровождении статс-дам и шести телохранителей посетила открытие и закрытие Недели. В кулуарах поговаривали, что жены Ельцина и Черномырдина одеваются именно в Сочинском Доме моды. Мол, для первой леди государства поход в магазин - целое событие, от корреспондентов не отобьешься, а здесь очень удобно: и отдохнули, и приоделись, и никакого ажиотажа. Правда, элегантный и прекрасно сшитый брусничного цвета костюм на Наине Иосифовне сильно отличался от той вычурной коллекции, которую представил Сочинский Дом моды, так что слух казался весьма сомнительным. Наина Ельцина честно отсмотрела около 20 коллекций, хлопала, а по окончании вежливо заметила, что мероприятие такого уровня все-таки нужно проводить в Москве.
РУССКОЙ МОДЕ СДЕЛАЛИ ЗАШИВАНИЕ...
...ТАК уж исторически сложилось, что русская мода всегда была страшно далека от народа. Это во Франции мода считается делом государственной важности, у нас же промышленность и мода по жизни шли каждая своей дорогой и встречались крайне редко. Общесоюзный Дом моделей одежды из сезона в сезон разрабатывал красивые коллекции якобы для производства, а фабрики меж тем отшивали нечто в стиле "дырка и два шва". Так что мода законно решила, что раз она не часть промышленности, значит, она часть шоу-бизнеса. Масса модельеров, талантливых и не очень, сотворив небольшие коллекции, стала вместе с эстрадными "звездами" кочевать по ночным клубам. В конце концов мода из серьезного социального явления превратилась в цирк, в буффонаду, в развлечение для богатых. А это еще ни одному государству на пользу не шло. Ведь мода при всей ее легкомысленности - это зеркало цивилизации, она через костюм отражает то, что происходит в обществе, его систему ценностей. Представьте, какие ценности может отразить коллекция, отшитая для потехи.
Так что те модельеры, кого интересовало не столько то, где бы урвать кусочек денег, а то, как одеть сограждан в элегантную и качественно сделанную одежду, в конце концов поняли -в одиночку стену не прошибешь. Вдоволь насладившись независимостью, 14 Домов моды - в том числе Дом Славы Зайцева и Милы Надточий, Дом моды "Русский шик" и Дома моды Сочей, Нижнего Новгорода сперва объединились в Ассоциацию Домов моды, а затем решили два раза в год проводить Недели моды, на которых модельеры представят свой взгляд на одежду грядущего сезона.
Самый большой оптимист Слава Зайцев (он служит моде уже 30 лет и 3 года и до сих пор ни разу не изменил ей) сделал русской моде зашивание - столь оригинальным способом организаторы решили открыть Неделю. На всех мероприятиях красные ленточки обычно режут, Слава же, облаченный в неизменный смокинг собственного производства, недрогнувшей рукой профессионала в несколько стежков зашил уже разрезанную ленту.
А Черное море тем временем сделало свое "черное" дело. Вячеслав Михайлович, который вот уж 18 лет не был в отпуске, в конце концов расслабился и на заключительной пресс- конференции предстал перед народом в черных шортах. А также в белой накрахмаленной рубашке и бордовой бабочке. И этим доказал, что Зайцев и на море Зайцев.
НАШ "НАТЮР" ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИХ КУТЮР
ВИДИМО, некоторые модельеры слова Зайцева о том, что русские модельеры ценны собственным взглядом на мир и моду, восприняли чересчур буквально, потому что во многих из показанных коллекций представление не только о современных тенденциях, но и просто о нормальной носимой одежде отсутствовало напрочь.
Столичные модельеры на фоне своих коллег из провинции смотрелись гораздо выигрышнее. Правда, и здесь дело не обошлось без слишком больших плечей, с которыми мир распрощался без сожаления еще пару сезонов назад, и многослойной одежды, столь удобно драпирующей наши безнадежно испорченные фигуры, но все-таки как-то не стыкующейся с мировой тенденцией к облегающему "силуэту песочных часов". Некоторые поняли сезон "весна-лето" весьма оригинально - в коллекции художника Центра моды ГУМа Галины Мурашкиной мехом было оторочено все, что только можно - шорты, гольфы, жилетки, сарафанчики и юбочки. Конечно, весна и лето у нас бывают прохладными, но не настолько же.
Неделя русской моды помимо супруги Ельцина собрала очень авторитетных западных гостей - директора одной из самых престижных французских школ стилизма "Студии Берсо" мадам Мари Рюки, госпожу Росе Роса (Институт модных технологий Нью- Йорка), представителей фирм "Наф-Наф", " Жан Клебер", "Ив Сен-Лоран Парфюм". Все они - профессионалы, поэтому пустить им пыль в глаза вышивкой и матрешками, то есть тем, на что обычно покупаются иностранцы, было весьма затруднительно.
- Я очень рада, что приехала в Сочи посмотреть работы стилистов, - сказала Мари Рюки. - Но мне показалось, что было очень много вещей, излишне перегруженных деталями - вышивкой, пуговицами. Сейчас все одеваются более просто. Во-вторых, во многих коллекциях царит разностилье. Каждое платье, костюм рассказывает свою историю. Между вещами совсем нет связи и непонятно, что же предлагает художник. Можно посмотреть еще 50 его моделей и это ничего не изменит.
Но меня приятно поразило то, что вы, русские, любите одеваться, любите одежду. А это очень важно, потому что нельзя хорошо сделать то, что ты не любишь.
И тем не менее коллекция льняного трикотажа фирмы "Натюр-шоу" (г. Москва) - маленькие облегающие платьица, кофточки и юбочки, очень сексуальные, очень "французистые" и очень стильные - имела бурный успех и у французов, и у соотечественников. Их коллекция была признана самой профессиональной (за что и получила приз от фирмы "Наф-Наф"). Вторым открытием стала кожаная коллекция модельера Светланы Хотиной (фирма "Корта"). Ее модели компетентные гости признали гениальными, а французский консультант Пьер Гийоне в качестве приза предложил свои профессиональные услуги. "Корта" получила и второй приз - путевку в Нью-Йоркский институт модных технологий. Приз - стажировку в "Студии Берсо" - получил и самый молодой модельер Ассоциации Сергей Ефремов за самую цельную идею коллекции из розово-черного жаккарда. Официальный же приз: за вклад в развитие русской моды - достался, совершенно заслуженно, Славе Зайцеву: серебряное веретено с золотой нитью. Еще шесть модельеров получили "серьги" поскромнее. Девять отмеченных Домов мод из 36-ти участников - для первого раза неплохо. Но и не очень-то хорошо.
Юлия ШИГАРЕВА, Сочи - Москва.