Уже легко можно сосчитать, сколько дней осталось до выборов в Государственную Думу. А там не за горами президентские. Подготовка к ним ведется давно. Победит один, и, чтобы это произошло, на каждого кандидата работает многочисленная команда. Кто в нее входит? Чем конкретно занимаются эти люди? Какими средствами создается имидж будущего президента?
Социолог Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ занимается политическим консультированием с 1992 года. За ее спиной - участие в выборах двух президентов российских республик, разработка стратегий имиджа для ряда бизнесменов, более 20 депутатов обратились к ней за помощью сейчас. Она активно участвует как политический консультант в выборах-95.
ЛЕГКО ЛИ ВАСЕ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ?
- Многие считают, что да. Главное - найти деньги. Из-за этого заблуждения получаются вот такие ситуации: приходит к нам очень "новый русский" из Тамбова и говорит: "Сколько вам надо денег, чтобы сделать меня президентом России?" Этот парень ничего не понимает в политике, никогда не читал газет, у него нет абсолютно никаких связей в московском истеблишменте. Единственное, что есть, - деньги, он готов вложить сотни тысяч долларов в раскрутку своего имиджа.
- И что, можно сделать президента из такого Васи?
- Президента, конечно, нет. Но сделать его более известным можно. Можно, если очень постараться, и в депутаты провести.
- А как это делается?
- Создается команда политических консультантов. "Мозговой центр" придумывает общий план действий: в каком политическом спектре будет действовать кандидат, будет он идти как независимый или через какую-то партию, с кем будет блокироваться. На этом же этапе анализируются стартовые позиции кандидата - выясняется, насколько его имя известно избирателям.
Имиджмейкеры отвечают за то, как вести себя человеку, за его прическу, одежду. Здесь могут быть и режиссеры, которые готовят публичные выступления, и специалисты по технике речи, чтобы научить кандидата говорить более эмоционально, артистично, и фотографы, и психологи, и модельеры.
Группа "паблик рилейшнз" (по-русски это означает "связи с общественностью") отвечает за появление материалов о кандидате на телевидении, радио, в газетах.
Координацией всех работ занимается штаб - это непосредственные помощники кандидата.
У КОГО КАКОЙ ИМИДЖ?
- Многие заметили, что Черномырдин стал в последнее время более привлекательным, чаще улыбается. Это работа имиджмейкеров?
- Не только. Я считаю, чтобы стать имиджмейкером политика такого ранга, как Черномырдин, надо быть столь же талантливым и знающим, как и он. Знаете, все ломают голову, кто делал имидж Жириновскому в 1993 году. А мне кажется, не родился еще такой имиджмейкер у нас, который выдумывал бы "примочки" Жириновского лучше, чем он сам. Он сам себе имиджмейкер.
- То есть Вы считаете, что есть политики, которые не нуждаются в услугах консультантов и имиджмейкеров?
- Чем талантливее, ярче личность политика, тем меньше ему нужна "правка". Харизматические лидеры (такие, например, как генерал Лебедь) обладают гипнотической способностью воздействовать на людей. Нравится, не нравится, а слушаешь - магнетизирует. Этому научить нельзя.
- А Явлинского вы относите к такому типу?
- Нет, он пытается стать жестче, решительнее, проще говорить. Явно прогрессирует. Но время от времени пробивается что-то плюшевое, мягкое. Пока Явлинский находится в стадии становления лидера нового для нашей страны типа.
- А Зюганов?
- Зюганов - лидер-коллективист. Он силен не столько своими личностными качествами, сколько идеологией партии. Ведь 90% нынешних избирателей воспитывались в социалистической системе и впитали с молоком матери коммунистические лозунги. А другие партии практически не имеют идеологии, понятной простым людям.
Зюганов играет роль первого среди равных. Он не просто коммунист, он неокоммунист. Коммунист-рыночник, коммунист без экстремизма. Поэтому коммунисты сейчас вроде бы стали приемлемы для сотрудничества с властями.
- Но если у нас так много талантливых политиков, зачем же они обращаются к имиджмейкерам?
- На декабрьских выборах в Госдуму в каждом округе будут баллотироваться 10 - 15 кандидатов. Слишком велика конкуренция...
ТРЕБУЕТСЯ... СКАНДАЛ
- Так как же обеспечить победу?
- Для настоящей известности требуется или время, или... скандал. Или и то, и другое.
- Сколько времени надо, чтобы сделать человека действительно известным?
- Если без скандалов, то года 2 - 3. Многие думают, что достаточно купить 15 минут эфира, и станешь известным. Но известность - дама капризная. Надо не просто появляться в СМИ, надо создавать информационные поводы, надо говорить что-то интересное, нестандартное. Или скандалить...
- А кто из политиков делал свой имидж на скандалах?
- В свое время Артем Тарасов. Сейчас - Мавроди. Конечно, Жириновский, Марычев. Это очень эффективный способ. Марычева теперь знают все, хотя его политические взгляды остаются в тени, и в общем-то никого не интересуют.
- Сколько стоит избирательная кампания?
- По-разному. Насколько я знаю, Сергей Мавроди заплатил своим имиджмейкерам 250 тыс. долларов и выиграл выборы. Он был человеком всероссийской, причем скандальной известности. Избирательная кампания его жены тоже обошлась в 250 тыс. долларов, но это были выброшенные деньги. В среднем, я думаю, избирательная кампания в провинции стоит 40 - 50 тыс. долларов. В Москве - значительно дороже. Кампания целого избирательного блока по стране - это цифры порядка 30 млн. долларов. Но главным все же остается политический талант и плодотворная дебютная идея.
ЗА НАШУ ПОБЕДУ!
- С кем вам как политическому консультанту сложнее всего работать?
- С "новыми русскими" работать чаще всего забавно. Они очень амбициозны, и ничего не понимают в политике. У них есть деньги, но они не знают цену вещам. С серьезными бизнесменами работать интересно, они умные. Но здесь сложность - дефицит времени (они очень заняты) и дефицит информации (они не хотят раскрывать свои далеко идущие планы).
Одни из самых сложных клиентов - это политики старого типа. Они слушают, но делают по-своему, скептичны ("посмотрим, посмотрим, что вы там навыдумываете"). Но главная сложность - атмосфера работы. 90% времени уходит на общие разговоры и на тосты "За нашу победу!" Плюс к этому - лесть придворной свиты, которая постоянно преувеличивает шансы своего патрона и тем усыпляет его бдительность.
Так что я предпочитаю работать с политиками нового типа, которые деловиты, знают, чего хотят, анализируют ситуацию. Думаю, за ними будущее.
Беседовала Тамара ВИРКУНЕН.