Несмотря на то, что информация о событиях в Чечне каждый день льется на нас с телеэкранов, большинство граждан смутно представляют себе, кто такие чеченцы, чем они отличаются от других кавказских народов.
САМИ себя чеченцы называют нохчи, что означает народ, и относят к себе всех, говорящих на чеченском языке и его наречиях. Далее все чеченцы делятся на девять крупных этнотерриториальных объединений или обществ, называемых тукхумами. "Чеченцев обыкновенно делят на множество групп или обществ, давая им имя от рек и гор, на которых они обитали, или от значительных аулов, обнаруживавших влияние на другие", - писал участник Кавказской войны генерал В. Потто. Отсюда - девять звезд на флаге самопровозглашенной Республики Ичкерия. Десятым тукхумом иногда называют ингушей, чье происхождение, язык и обычаи говорят об общих с чеченцами предках.
Тукхумы в свою очередь делятся на тейпы. Они могут быть крупными, до нескольких десятков тысяч человек, и совсем небольшими. В целом в Чечне насчитывается более 150 тейпов. Ранее они еще делились на терские - равнинные (так как они были расселены вдоль реки Терек) и горские. Но после вынужденных и добровольных миграций это деление стало уже несущественным. Тем не менее к терским чеченцам относят Умара Автурханова. А Саламбек Хаджиев (у него есть и аварские корни), Доку Завгаев и почти все бывшее окружение Дудаева, да и сам Джохар - из горского тейпа.
Во времена, когда в Чечено-Ингушетии секретарями обкома КПСС были русские, никому и в голову не приходило вводить в политику понятие "тейп". Но пришла гласность, и когда Доку Завгаев стал в 1990 г. Председателем ВС республики, его стали попрекать в том, что он окружает себя родней из тейпов: гендергой, из которого он происходит по отцовской линии, и беной - по материнской.
Аналогичные обвинения позднее посыпались и в адрес президента Чечни Джохара Дудаева. В отличие от Завгаева он по отцовской линии произошел из малоизвестного тейпа - ялхарой, в котором есть род татыйнерен, произошедший от горских евреев, а по материнской линии Дудаев - из знатного тейпа нашхой, состоявшего только из чеченцев. Его фамилия возникла от имени дедушки - Дуди (полное имя Дудаева по-чеченски звучит так: Дуди Муси Джохар). Дудаев привел к власти представителей не своего тейпа, а мелхитинцев.
Чтобы противопоставить Хасбулатова Дудаеву, года три назад в Чечне стали распускать слух о том, что тейп Руслана Хасбулатова, бековичи-черкесские, самый знатный. Действительно, представители этого тейпа связали свою судьбу с Москвой еще в конце XVI века, служа при царском дворце, и даже якобы получили за это княжеский титул. В 1561 г. овдовевший царь Иван Грозный женился на Марии Темрюковне. Как пишут некоторые исследователи, она являлась представительницей рода бековичей-черкесских. Это дало им повод даже заявить, что Руслан Хасбулатов - потомок династии Рюриковичей. Но по чеченским понятиям, его род не может считаться аристократическим, поскольку происходит от черкесов. Кстати, Марию Темрюковну "своей" считают и другие кавказские народы: в том числе кабардинцы и балкарцы.
Гораздо большее влияние, чем принадлежность к тому или иному тейпу, на политическую жизнь Чечни оказывает религиозное деление. Большинство чеченцев - мусульмане-сунниты. Но те, кто живет в горных районах, относят себя к суфийским сектам ислама: накшбанди и кадырийя. Последних называют еще зикристами. Они исполняют молитвы, бегая по кругу или кружась на месте. В прошлом их часто показывали по телевизору перед президентским дворцом. Горные чеченцы, исповедующие ислам суфийского толка, наиболее верные сторонники Дудаева. Почему же институт тейпов до сих пор еще не уходит в прошлое? Когда человек совершает преступление, собирают старейшин тейпов пострадавшей и виновной сторон, чтобы судить его по шариату и адату, то есть по мусульманским законам и чеченским обычаям.