ПРИШЕЛ март, и не сегодня-завтра Верховный главнокомандующий подпишет Указ о весеннем призыве. Есть в Конституции РФ статья, где провозглашено право на альтернативную гражданскую службу в случае, если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению воинской обязанности. Статья есть, а службы нет. Точнее, не было. Однако год назад по инициативе комитетов солдатских матерей во Владимире, Астрахани, Новосибирске, Перми, Гатчине, Волгограде, Москве, Брянске и Нижнем Новгороде начался эксперимент. В Нижний наш корреспондент отправился на разведку.
ПЯТЕРО молодых людей призывного возраста альтернативную службу проходят в бывшем детском саду, который теперь называется общественная организация "Забота".
Внутри здания полным ходом идет ремонт - руками "альтернативщиков". Одна комната уже готова: там стоят самовар и телевизор. Отсюда они отправляются на задание.
Главная забота "Заботы" - помощь на дому пенсионерам. Обязанности четко определены: сходить за покупками, помочь по дому - помыть полы, починить кран и т. д. Иногда целая группа направляется делать ремонт в квартире у пенсионера. Ребята занимаются тем, что умеют. Один, к примеру, проводит "психологические" консультации с одинокими людьми. К тому же каждый праздник общество организует для пенсионеров стол и капустники. Летом и осенью часто выезжают за город, собирают грибы, шиповник. "У нас условия не самые тяжелые, - говорит один из ребят. - Вот, к примеру, экспериментальным "альтернативщикам" в Новосибирске и Москве приходится работать в хосписе и на дому с лежачими больными".
Рабочий день официально у ребят начинается в 9 утра. За день надо обойти 4-5 человек. На это, по словам ребят, в среднем уходит 3-4 часа. Все "альтернативщики" "Заботы" - местные жители и живут у себя дома. После того как выполнил план на день, можно идти домой. Но большинство совмещают альтернативную службу с работой или учебой. "Ребятам же надо на что-то жить, - говорит Наталья Симонова, директор "Заботы", - ведь за службу им ничего не платят".
Пенсионеры, которые обращаются за помощью, ребятам очень благодарны. Но при этом почти все старики армию считают почетным долгом каждого гражданина. Пусть, говорит одна бабушка, служат альтернативно, но не больше 1% молодых людей, а иначе в армию вообще никто не пойдет.
Камень преткновения
А ВДРУГ действительно получится так, что желающих заменить военную службу гражданской будет слишком много?
В пресс-службе Министерства обороны рассуждать на эту тему не пожелали: "Нам нечего сказать. Нет закона, нет альтернативной гражданской службы". В Госдуме оказались разговорчивее. По прогнозам, число желающих пройти альтернативную гражданскую службу не превысит 10% от общего числа призывников. На Украине, где уже принят закон, альтернативную службу проходят 5-6% призывников.
Эксперт Комитета по законодательству Валерий Борщев (один из авторов законопроекта по "альтернативке") рассказал о том, как законодатели уже не первый год "бодаются" с военными.
Главный камень преткновения - срок службы и условия. Министерство обороны настаивает, что гражданская служба должна длиться в два раза дольше военной. И жить "альтернативщики" обязаны в казармах. Авторы закона категорически против. Они также возражают против направления "альтернативщиков" на гражданские должности в Вооруженные силы (за что ратуют военные). Даже если призывник будет служить в стройбате, он все равно принимает присягу. Но сегодня он с лопатой в руках, а завтра - с автоматом в Чечне. Отказаться нельзя, так как давал присягу. Альтернативная же служба не предполагает принятия присяги и ношения оружия.
Пока закон не принят
ЕСЛИ верить статистике, на сегодня 87% призывников пользуются всеми легальными и нелегальными способами, чтобы уклониться от почетной обязанности.
Чтобы "легально" уклониться от службы в армии, ребята пишут прошения в военкомат - направить их на альтернативную гражданскую службу. Иногда это помогает. Военкоматы не хотят обременять себя долгими разбирательствами в суде.
Если военкомат отказывает призывнику, тот имеет право обратиться в суд с апелляцией, сославшись на Конституцию, и даже к президенту, так как именно он является ее гарантом. А суд может предоставлять отсрочку до принятия закона об альтернативной службе. Но, как правило, не больше чем на полгода. Если же и к следующему призыву закон не принимается, то все начинается сначала: сначала в военкомат, потом в суд.
В Перми было выиграно 30 подобных дел и только одно проиграно. В Волгограде их пока поменьше.
Хотя пока участникам "альтернативного" эксперимента рассчитывать на то, что засчитают их работу за службу, пока не приходится.