Примерное время чтения: 3 минуты
222

РОССИЯ ВНОСИТ УДОБРЕНИЙ В 30 РАЗ МЕНЬШЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН. Почему скудеет земля

В лучшие годы наша страна производила до 116 млн. тонн зерна. В прошлом же году намолотили только 63 млн. Это даже меньше, чем Россия собирала в 1913 году. В чем причина такого резкого падения урожайности?

С. Михайлов, Пермь.

ПРИЧИН здесь немало, - говорит главный специалист Главхимзащиты Минсельхозпрода РФ Анатолий КОНДРАТЕНКО, - но основная, на мой взгляд, - это мало стали вносить в почву минеральных удобрений. Без пищи как человек не может жить, так и растение. А пища для него - удобрения. Без них почвенное плодородие истощается, и отдача, естественно, уменьшается. Поэтому откуда у нас взяться урожаю, если количество вносимых минеральных удобрений за последние годы сократилось в 10 раз и составляет около 10 кг из расчета на гектар (напомним, что развитые страны вносят по 300 - 400 кг на гектар). А ведь одна тонна питательных веществ позволяет получить дополнительно 5 - 7 тонн сельхозпродукции в пересчете на зерно. Хотя это и парадоксально звучит, но получать высокие урожаи в нашей стране стало делом невыгодным. Посудите сами: для того чтобы купить тонну удобрений, нашему крестьянину надо продать вдвое больше зерна, чем американскому фермеру.

По экспертной оценке, за счет сокращения применения удобрений (при потребности в 10 млн. тонн крестьяне смогли купить только 1,4 млн.) сельское хозяйство в 1994 году недополучило 40 млн. тонн продукции в пересчете на зерно. Примерно столько же и в 1995 году. В IV квартале на складах накоплено лишь около 100 тыс. т удобрений - такое их количество в "застойные годы" отгружалось за три дня.

- Помните, еще не так давно в газетах писали, что мы, мол, перенасытили нашу почву химикатами. Так что, может, нет худа без добра, и сокращение внесения химических удобрений играет в какой-то мере даже положительную роль?

- Нет. Наша земля не отличается высоким плодородием - каждый третий гектар пашни имеет повышенную кислотность, мало содержит гумуса и фосфора. В прошлом году вынос питательных веществ из почвы урожаем и сорняками в пять раз превысил их поступление. Процесс, как говорится, пошел, и если положение не поправить, нас ожидают деградация пахотных земель и мизерные урожаи.

- А стоит ли так "упираться"? Закупим зерно за рубежом - и никакой головной боли? Тем более, говорят, что там оно гораздо дешевле.

- Это глубокое заблуждение. К концу 1995 года мировые цены за тонну пшеницы перевалили за 200 долларов, а нашему крестьянину пообещали лишь 650 тыс. руб. Пересчитайте по курсу валют.

Кроме того, за разговорами об импорте продовольствия не следует забывать и о том, что Запад, почувствовав нашу зависимость от их фермеров, будет поднимать цены на сельхозпродукцию прямо пропорционально этой зависимости.

- Какой же вы видите выход из создавшегося положения?

- Село должно не выпрашивать льготные кредиты, а авансироваться под продукцию, которая по контрактам идет в федеральный и региональные фонды. Государство в смутное время просто обязано взять на себя хотя бы часть затрат по улучшению структуры почв в Нечерноземной зоне и на Дальнем Востоке. Иначе через несколько лет России с Запада в массовом порядке придется завозить не только пшеницу, но и картошку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно