Кредит, предоставленный России Международным валютным фондом (МВФ) в размере свыше 10 млрд. долларов, влечет за собой повышение внутренних российских цен на энергоносители. Это вызвано отменой экспортных пошлин на нефть, которые прежде платили в бюджет только богатые предприятия-экспортеры. Теперь бюджетные потери правительство будет компенсировать за счет народа.
МИНИСТЕРСТВО экономики объявило, что с 1 февраля, задним числом, на 16% повышаются цены на электроэнергию. Но это совсем не значит, что за электричество мы станем теперь платить лишь на 16% больше. Как отметил министр экономики Евгений Ясин, речь идет лишь о централизованном повышении цен за электроэнергию на оптовом рынке. Но есть еще один уровень ценообразования - региональные энергетические комиссии, которые регулируют рынок электричества и устанавливают конечные цены для потребителей. Следовательно, электрическая энергия станет дороже, по оценкам, примерно на 20%.
Хотя Министерство экономики объясняет повышение цен на электричество финансовыми трудностями в электроэнергетической отрасли и не связывает его с условиями предоставления России кредита Международным валютным фондом, но поспешность, с которой были введены новые тарифы, говорит об обратном. Государству потребовалось срочно найти источники пополнения бюджетных потерь после того, как по требованию МВФ с 1 июля отменяются экспортные пошлины на вывозимую из России нефть.
Как отметил Евгений Ясин, повышение цен на электроэнергию не окажет существенного влияния на формирование оптовых и потребительских цен: стоимость электричества в издержках производства составляет примерно 12%. Резкого всплеска инфляции Министерство экономики не ожидает. А потребители ощутят на себе все последствия повышения цен примерно через полгода. То есть уже после президентских выборов.
Вслед за электричеством с 3 марта в среднем на 16 - 20% повышены цены на бензин и дизельное топливо. Скоро обязательно вырастут и внутренние цены на нефть. Подорожание энергоносителей непременно потянет за собой и повышение потребительских цен. Остается только гадать: сколько же завтра будет стоить хлеб?