Примерное время чтения: 6 минут
113

Рост цен ударит не больно

ТРИ месяца назад "АиФ" предсказывал, что август в России, как всегда, будет бурным. Но реальность превзошла все наши прогнозы. С високосным годом шутки плохи. Поэтому на этот раз мы решили привлечь в качестве экспертов по нашему будущему не только отечественных специалистов, но и зарубежных.

Ниина ПАУТОЛА, эксперт Российско-европейского центра экономической политики:

- СЕЙЧАС цены на рынках и в магазинах несколько успокоились. В августе они росли медленнее, чем в июле: в среднем только на 1%, тогда как в июле - на 1,8%. Инфляция потребительских цен остается на уровне около 19% в год. Однако успокаиваться не стоит. Цены производителей растут значительно быстрее: в августе в среднем на 2,5% (в июле - на 1,8%). Наши оценки годовой инфляции цен оптовиков - около 47%. В конце концов подорожавшие товары от производителей попадут в магазины, и покупатели почувствуют этот рост цен.

Начиная со второй недели августа было предпринято несколько атак на рубль, и Центробанк вынужден был для его спасения расходовать золотовалютные резервы - около 500 млн. долл. В начале сентября ЦБ, по-видимому, решил изменить тактику. Он уменьшил свою активность на рынке и позволяет курсу доллара плавно повышаться.

Темпы роста ВВП во втором квартале существенно снизились. В начале года они составляли 2,7%, а теперь - не более 0,3%. Развитие промышленности сдерживается отсутствием инвестиций. Банки опасаются рисков и направляют в промышленность менее 45% своих активов, при том что в западных банках кредиты обычно достигают 85-90% активов. Из-за этого в экономике скапливаются свободные деньги - к началу сентября на счетах российских банков скопилось 85-89 млрд. долл. В качестве неблагоприятной тенденции следует также отметить рост денежной массы, особенно ее наличной составляющей.

Уровень жизни населения продолжает снижаться. С начала года реальная зарплата (зарплата с учетом роста цен) уменьшилась на 2,7%. Это на четверть ниже (опять же если сравнивать с учетом изменения цен), чем люди получали в докризисном 1997 году. Снова начала расти задолженность по зарплате. За второй квартал общие долги выросли на 4,8%, бюджетные - на 10,7%. Тем не менее не было зафиксировано ни одной забастовки.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

- КУРС доллара до конца года не изменится, потому что золотовалютные резервы Центробанка огромны. Максимум он подорожает на 1-2 рубля, но, скорее всего, и этого не случится.

Потребительские цены будут расти примерно на 5% в месяц. Это связано с ростом цен на бензин (я думаю, он подорожает на четверть, и в Москве литр 95-го будет стоить 10 руб.), и с началом отопительного сезона, и с тем, что правительство капитулировало перед естественными монополиями: разрешило им поднимать тарифы, не потребовав увеличения их финансовой прозрачности. Теперь они могут делать, что хотят, не предоставляя под это никаких оснований. Сейчас, осенью, все сойдется: и последствия майского подорожания электроэнергии (плюс грядет второй виток подорожания), и августовское увеличение тарифов на железнодорожные перевозки.

Инфляция до конца года вырастет на 9-10%. Годовой ее индекс составит 23%. Конечно, официальные данные могут быть и ниже. Если, например, президент по телевизору недовольным голосом скажет: "Что-то у нас цены слишком быстро растут".

В реальной экономике будет продолжаться процесс передела собственности. Крупные собственники и менеджеры (вплоть до Чубайса, с одной стороны, и Абрамовича, с другой) будут поддерживаться в подвешенном состоянии самыми разными мерами, вплоть до возбуждения уголовных дел.

Юрий МАСЛЮКОВ, председатель Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

- В ЧЕТВЕРТОМ квартале россиян ничего особенного не ждет. Главное событие в экономике - отсутствие событий. Все будет идти, как идет. Инфляция останется на уровне 3% в месяц. Курс доллара - 28-29 рублей.

Наши относительные успехи связаны с тем, что в свое время правительство Примакова в условиях дефолта, когда все цены поползли вверх, заморозило тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки. А взлет мировых цен на нефть позволил нам эти успехи закрепить. Теперь экономический рост в России продолжается, но постепенно замирает. Когда рано или поздно цены на нефть упадут, мы окажемся в очень тяжелой ситуации.

Правительство поступает очень хитро. Оно называет бюджет бездефицитным и в то же время закладывает в доходную часть кредиты от МВФ, которых нам никто не даст. А в расходную - то, что Парижский клуб якобы реструктурировал российские долги, а он этого не сделал и не собирается. Таким образом, в реальности в бюджете образуется дефицит порядка 150 млрд. рублей - это как раз та сумма, которую, по расчетам депутатов, правительство может получить в виде неучтенных доходов.

Сергей ПРИХОДЬКО, член Совета директоров Института экономики переходного периода:

- НЕЛЬЗЯ все позитивные сдвиги в нашей экономике связывать исключительно с ценами на энергоносители. Бюджетные успехи (сверхдоходы, ликвидация задолженности) - да, это полностью нефть. Но промышленное производство все-таки принято измерять натуральными показателями, очищенными от индекса цен. Не деньгами, а количеством единиц произведенной продукции. И здесь очевидно: в ряде отраслей (например, в пищевой, мясомолочной, в меньшей степени - в легкой) начался рост, спровоцированный кризисом 1998 года.

Цена на бензин до конца года вряд ли дойдет до 10 рублей за литр. Будет примерно 8-9 руб., максимум 9 с копейками. Но наши цены на бензин - вещь настолько непредсказуемая! Они даже от мировых цен на нефть не так зависят, как от желаний наших нефтепромышленников. Так что с этим прогнозом - лучше к Глобе.

Месячные темпы инфляции сохранятся без перемен - 2% в месяц. Может быть, к концу года чуть подрастут - до 2,5-3%.

Александр АУЗАН, член стратегического правления Фонда Сороса:

- ОСНОВНЫЕ точки напряженности в российской экономике связаны с ценами на нефть и валютным курсом (власти не могут прийти к единому мнению: держать ли курс стабильным или удешевлять рубль). Я считаю, что существующий курс обоснован положением на нефтяном рынке. А положение это таково, что, даже если произойдет некоторое снижение цен (предположим, с 35 долларов за баррель до 25), серьезного ущерба российской экономике это не нанесет. Так что сомнительно, чтобы до января произошел какой-то срыв.

Мое мнение - до конца года в экономике ничего катастрофического не произойдет. Но, хотел бы оговориться, по экономическим причинам. А как повлияет политика или какие-нибудь законодательные инициативы - это трудный вопрос.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно