ПРЕЗИДЕНТ Б. Ельцин, объясняя причины отставки правительства Е. Примакова, прежде всего поставил ему в вину то, что "в экономике мы по-прежнему топчемся на месте". На вопросы читателей "АиФ", насколько это соответствует действительности и каковы перспективы выхода России из кризиса, мы попросили ответить директора Экспертного института Евгения ЯСИНА.
Что имеем
1. В ТЕЧЕНИЕ I квартала 1999 г. наблюдался заметный рост ВВП и промышленного производства. По этим показателям достигнут докризисный уровень, и сохранение этой тенденции может только радовать. В марте 1999 г. выпуск промышленной продукции превысил уровень марта 1998 г. При таких темпах можно ожидать, что в 1999 г. показатели производства будут либо чуть ниже (-1%), либо на уровне 1998 г. Улучшилось финансовое положение предприятий. Судя по опросам, настроение их руководителей оптимистическое.
2. УЛУЧШИЛОСЬ положение с бюджетом. В I квартале он исполнен по доходам на 97,9% от плана, по расходам - на 87,6%. Дефицит - 20,7 млрд. (60% плана). Налогов (по линии МНС) собрано 54,4 млрд. (против 59 млрд. по плану). Зато таможня перевыполнила план на 5,6%, дав в бюджет 31,3 млрд. руб., или 35,1% всех поступлений. Все доходы получены "живыми" деньгами.
3. СНИЖАЕТСЯ задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, а также по зарплате: за октябрь - март предприятия сократили долги своим работникам на 25%.
В свою очередь бюджет смог рассчитаться со своими долгами. На
1 октября 1998 г. накопленная задолженность федерального бюджета по зарплате составляла 13 млрд. руб., в настоящее время она полностью погашена. Наконец-то военные получили денежное довольствие.
Региональные бюджеты за 6 месяцев сократили долги по зарплате на одну треть. За этот же период на 40% сократилась задолженность по пенсиям. Впервые за три года бюджет Пенсионного фонда стал сводиться с плюсом.
4. ИНФЛЯЦИЯ в I квартале снижалась, составив 16% с начала года. Правда, в апреле цены снова росли быстрее, чем в марте.
Можно утверждать, что после кризиса 1998 г. наблюдается улучшение по тем точкам экономики, которые до кризиса считались самыми болевыми.
Почему
1. ВАЖНЕЙШИМ фактором роста производства стала девальвация рубля, повысившая конкурентоспособность российских предприятий. Выиграли экспортеры. Импорт сократился вдвое, и, соответственно, для отечественных товаропроизводителей "открылся" внутренний рынок минимум на 10-15 млрд. долл., сейчас заполненный ими лишь отчасти.
2. ЗА 6 МЕСЯЦЕВ "подпечатали" денег, и это также отчасти способствовало улучшению финансового положения бюджета и реальной сферы.
3. В ПОСЛЕДНИЕ месяцы произошло повышение мировых цен на нефть, что позволило пополнить бюджет за счет экспортных пошлин.
4. РОСТ цен, составивший более 200% после августа, резко понизил реальные доходы населения до 30%. Причем ни пенсии, ни заработная плата в бюджетных организациях до 1 апреля 1999 г. ни разу не повышались.
Инфляция, больно ударившая по жизненному уровню населения, однако облегчила сбор налогов с номинально выросших доходов предприятий. Хотя импорт и сократился в 2 раза, таможенные пошлины в рублях выросли в 4 раза, в соответствии с ростом курса доллара. Расходы же бюджета пока остались прежними, причем в первые два месяца они даже финансировались в размере 1/12 прошлогоднего бюджета. Как раз обесценение доходов населения позволило сократить задолженность бюджета по зарплате, а также пенсиям.
Кто виноват
ОЗНАЧАЕТ это одно: до кризиса страна жила не по средствам. Ударив по нашим доходам, он заставил урезать импорт, сократил спрос, выровнял платежный баланс.
Одновременно резко сократились различия в доходах между богатыми и бедными: отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных снизилось с 13,5 до 10 раз. От кризиса прежде всего пострадали более обеспеченные.
Когда после 17 августа рухнула пирамида ГКО, одновременно перестал работать насос, откачивавший деньги из производства. Правительство В. Черномырдина не смогло решиться на непопулярные меры, которые надо было принять еще в 1995 г. За него это сделал кризис. Исчез главный канал финансовых вложений, гораздо более выгодный, чем производство.
Таким образом, можно утверждать, что именно решения 17 августа стали главным фактором нынешнего оздоровления экономики. Привет С. Степашину от С. Кириенко. Правительство Е. Примакова имело к этому мало отношения. Его можно поблагодарить, пожалуй, только за сдержанную бюджетную и денежную (вместе с Центробанком) политику. Остальные его усилия, в частности по повышению влияния государства на экономику, не привели к заметным результатам, и это, быть может, хорошо.
Чего опасаться
ВМЕСТЕ с тем есть серьезные проблемы, которые могут поменять тенденции.
Первое. Население стало меньше приобретать товаров, банки - вкладывать деньги в производство, государство - производить закупки для своих нужд. Это может вызвать уже в ближайшие месяцы новую волну спада, если низкий спрос пересилит влияние факторов, включившихся после 17 августа.
Правда, с мая будут введены меры по повышению зарплаты бюджетникам на 50% и пенсий - на 12%. Хотя это и не покроет потерь населения от скачка инфляции, но все же повысит потребительский спрос. Однако это может привести к усилению инфляции, тем более что предстоит рост и других отложенных расходов.
Второе. Внешний долг. Остается надеяться, что в конце концов отношения с МВФ и Мировым банком будут улажены. Тогда можно будет начать переговоры с Парижским и Лондонским клубами по реструктуризации внешнего долга, хотя в текущем году стоит рассчитывать только на отсрочку ряда платежей на непродолжительный период.
Третье. Тяжелая проблема - оздоровление российской банковской системы. Пока этого не произойдет, останется угроза нового банковского кризиса или же инфляционной волны, если от него попытаются уйти с помощью стабилизационных кредитов Центробанка.
Есть опасность и того, что напор рублевых ресурсов, которые не находят применения, может прорвать плотину, возведенную из административных ограничений на валютном рынке. И тогда нам угрожает новое значительное падение рубля со всеми вытекающими последствиями.
И все же стабилизация экономики в ее нынешнем неуравновешенном состоянии вплоть до выборов представляется наиболее вероятной.