Примерное время чтения: 3 минуты
73

Грозит ли Москве дефолт?

ЗА РАССУЖДЕНИЯМИ о государственном долге России обычно упускается из виду, что он состоит не только из федеральной части, но и из региональной, большая часть которой падает на Москву. Причем объем московского долга оказывается неожиданно большим - в общей сложности около 3,3 млрд. долл. в пересчете из разных валют - марок, франков, лир, рублей.

ЭТО около 20% валового регионального продукта Москвы или 100% ее бюджетных доходов. По устоявшимся международным критериям это немного. Между тем точно так же обстояло дело с суверенным долгом РФ в 1996-1998 гг., когда федеральное правительство утешало себя тем, что внешний долг составляет всего 30% ВВП.

Занимала Москва для финансирования разного рода инвестиционных проектов, эффективность и окупаемость которых, похоже, никто не считал. То есть брали в долг для коммерческого использования, а повесили его на городской бюджет, а значит - на москвича-налогоплательщика.

Объем заимствований быстро нарастал: половина долга Москвы сформировалась в 1997-1998 гг. При этом в отсутствие сколь-нибудь проработанной политики заимствований, в ситуации, когда долгое время внешние заимствования мог делать любой департамент городской администрации и не было даже общей базы данных, структура долга оказалась предельно неэффективной.

Во-первых, долг Москвы слишком "короткий" - половина короче трех лет. Поэтому на 1999-2000 гг. приходится около 1,78 млрд. долл. платежей.

Во-вторых, муниципальный долг слишком дорогой - средняя процентная ставка обслуживания примерно в 1,5 раза выше, чем по долгу РФ. Это связано с тем, что в структуре заимствований слишком много коммерческих банковских кредитов.

В-третьих, в структуре долга слишком много городских гарантий по обязательствам коммерческих заемщиков - предприятий и банков: около 560 млн. долл. - более 20% всего внешнего долга. Случаи погашения кредитов самими коммерческими заемщиками крайне редки. В этой ситуации московский налогоплательщик фактически расплачивается по счетам коммерческих предприятий.

Сформировавшийся долг создает трудноразрешимые проблемы для московского бюджета. Так, в 2000 г. по обслуживанию долга предстоит выплатить около 1,12 млрд. долл. Это в 3,5 раза больше городских бюджетных расходов на здравоохранение, в 4 раза больше расходов на образование, в 6,5 раза больше расходов на социальную помощь.

В предчувствии грозящего краха их финансовой пирамиды городские власти пускаются на различные ухищрения. Так, сравнение объема налоговых доходов, показанных в московском бюджете на 2000 год, с налоговыми проектировками Минфина показывает, что городские власти не включили в бюджет около 33 млрд. рублей. Сделано это именно для того, чтобы получить "дополнительные", неучтенные доходы и направить их в основном на погашение долга, а не на финансирование утвержденной структуры бюджета, что фактически означает безжалостное урезание социальных расходов. Ровно этот трюк уже проделали городские власти в прошлом году: спрятав 23 млрд. руб. налоговых доходов, исключив их из городского бюджета, они счастливо их "нашли" в конце года и вот направили часть "находки" - около 6 млрд. - на погашение внешнего долга. То есть эти средства были исключены из постатейного исполнения бюджета за счет его социальных расходов. Пенсионеры, дети, многодетные семьи, бюджетники потеряли 6 млрд. руб. - для того, чтобы их нашли близкие к мэрии финансисты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно