Примерное время чтения: 7 минут
129

В 1995 г. КОРРУПЦИОНЕРАМ ДОСТАЛОСЬ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫДЕЛЕНО НА ПРОГРАММУ "ДЕТИ РОССИИ". Борьба с коррупцией: первые ласточки

Что такое коррупция? Дословно в переводе с латинского это означает "подкуп" или "взятка". И мы прежде всего под ней подразумеваем продажность чиновников, использующих свое служебное положение для личного обогащения, вопреки интересам государства.

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЙ наших руководителей следует однозначный вывод, что с этим злом, поразившим практически все звенья государственного аппарата, нужно беспощадно бороться. И такая борьба, вернее ее имитация, велась. Например, за 1995 г. по фактам коррупции к уголовной ответственности привлечено около трех тысяч человек. Но дело даже не в этой смехотворно малой цифре. А в том, что на заклание отданы лишь "стрелочники", в основном зарвавшиеся чиновники районного масштаба.

ПРЕЗУМПЦИЯ... ВИНОВНОСТИ

ПОСКОЛЬКУ все познается в сравнении, возьмем опыт США. Там исходят из того, что госслужащий должен быть кристально чист. Между тем система государственной службы строится по принципу презумпции виновности, то есть гипотетически предполагается, что каждый чиновник - негодяй и взяточник и может использовать свои полномочия не в интересах государства, а в личных целях. Поэтому, дабы уберечь его от соблазнов, все антикоррупционное законодательство строится таким образом, чтобы чиновник не смог злоупотребить своим служебным положением. Это в идеале, а реально, - чтобы крайне затруднить ему подобные "шалости". При этом, чем выше социальный статус чиновника, тем сильнее над ним контроль. Известен случай, когда агент ФБР под видом шейха одного из арабских государств предложил американским сенаторам взятку за лоббирование нефтяных интересов "своей" страны. Взявшие ее предстали перед судом. В США высокопоставленного чиновника могут обвинить в коррупции даже за то, что он взял у подчиненного... в долг.

УКАЗ - НЕ УКАЗ

У НАС же сегодня абсолютный чиновничий произвол. Примеры? Пожалуйста. В соответствии с п. 3 Указа Президента России N 406 от 27 марта 1993 г. решение о предоставлении и продлении льгот при осуществлении внешнеэкономической деятельности принимается только при наличии положительного заключения валютно-экономической комиссии Правительства России на основании совместного мотивированного представления министров финансов, экономики, внешних экономических связей, председателя Таможенного комитета и председателя Госкомитета по антимонопольной политике.

Однако многие министры нарушали и нарушают установленные правила в ущерб национальным интересам. Может быть, это делается совершенно бескорыстно, по простоте и доброте душевной, а может, и не только. Да что там гадать неблагодарное это дело.

Всего же в 1992 - 1993 гг., по данным Генеральной прокуратуры, министрами и вице-премьерами 234 раза (!) незаконно предоставлялись всевозможные льготы по таможенным пошлинам различным коммерческим организациям и объединениям. В результате чего государство понесло ущерб на многие миллиарды рублей.

КАСТА НЕПРИКАСАЕМЫХ

ЗДЕСЬ невольно возникает вопрос, а где ФСБ, прокуратура, почему не принимают меры и не наказывают виновных? А потому, что чиновники высокого ранга для них недосягаемы. Об этом поведал нам один из сотрудников спецслужбы, занимающий высокий пост. "Представим себе, что оперативное подразделение получило на какого-то вице-премьера или министра агентурную информацию о том, что он получает взятку. Для того, чтобы проверить эту информацию, необходимо назначить за ним наблюдение, прослушать телефонные разговоры и т. д. Но никто на это не даст санкции. Нам скажут: "Это лишь агентурные сведения, и из них не следует, что есть состав преступления. Поэтому мы вам не разрешаем использовать средства оперативно- разыскной деятельности. Несите что-то посущественнее". А дополнительные доказательства мы собрать не можем, потому что нам запретили использовать средства и методы, позволяющие их добыть. Конечно, можно попробовать взять того же вице- премьера "на хопок" (то есть с поличным - Ред.). Но если я попытаюсь это сделать, то меня на месте расстреляет его охрана. Тем более, они же не дураки, чтобы брать наличными. За росчерк пера на нужной бумажке благодарят сейчас счетами в зарубежных банках, особняками и т. д."

Есть и другие причины. Отсутствие правовой базы. Где закон о коррупции? Где закон об организованной преступности? Ведь существование мафии без коррумпированных чиновников невозможно. По оценкам экспертов МВД, на их подкуп преступные группировки отсчитывают от 30 до 50% всех своих криминальных доходов. Из тех же источников нам стало известно, что в 1995 г. в карманы коррумпированных чиновников легло не менее 600 млрд. руб. Многовато? Как сказать... А сколько может стоить контрабандный вывоз 20% добываемой в стране нефти (на этой цифре сходятся как отечественные, так и зарубежные специалисты), древесины, цветных и редкоземельных металлов и всего другого, чем богата земля русская.

Далее, где закон о декларировании доходов? Это же абсурд, когда чиновник, имеющий официальную зарплату в миллион с небольшим рублей в месяц, строит под Москвой четыре особняка стоимостью по 200 I тысяч долларов каждый. Поинтересоваться же у него об источниках таких доходов не вправе даже налоговая полиция.

Яркий тому пример - уголовное дело в отношении одного из руководителей (в недавнем прошлом) одного ведущего нашего министерства. Ему вменялся целый букет должностных преступлений. Следователь Генеральной прокуратуры, занимающийся этим делом, был на 100% уверен в обвинительном приговоре. (Следствие располагало записями телефонных разговоров, которые подтверждали его виновность.) Поэтому в случае своего "поражения" он обещал съесть шляпу. Ну и что? Сейчас этот чиновник из кресла "одного из руководителей" переместился в кресло руководителя. Следователь же "доедает" свой головной убор... и утирается.

Или другой пример, совсем свежий. По мнению специалистов, занимавшихся проверкой Министерства здравоохранения, выявленных там нарушений и злоупотреблений с лихвой хватило бы для возбуждения уголовного расследования в отношении первых лиц этого ведомства. Однако реакция была другой. Из кресла министра г-на Нечаева пересадили в другое, не менее теплое.

А возьмем ситуацию со знаменитой "Властилиной". Председатель комитета по безопасности Госдумы В. Илюхин, ссылаясь на показания В. И. Соловьевой (руководителя "Властилины"), обнародовал сведения о том, что через эту фирму прокручивали огромные деньги высокопоставленные чиновники. Назывались конкретные фамилии. Среди них первый заместитель Генерального прокурора России (в то время) О. И. Гайданов (700 тыс. долл.), Э. Г. Денисов, до недавнего времени заместитель Генерального прокурора России (250 тыс. долл.), руководство УВД Московской обл. Подобное заявление - это прямое обвинение в коррупции. Между тем этим делом не заинтересовалась даже Генеральная прокуратура России. И все было сведено лишь к имитации выяснения истины. Публичное же обвинение в коррупции почему-то не замарало ни чести, ни достоинства упомянутых лиц. В противном случае - сидеть бы Илюхину за клевету на нарах. Дело попросту спустили "на тормозах". А тем временем О. Гайданов уволен без объяснения причин с занимаемой должности. Та же участь постигла и некоторых руководителей Московского областного УВД...

ПОВЕРИМ НА СЛОВО?

И ТЕМ не менее. "Лиха беда начало". Первые ласточки уже появились. Арестован бывший и.о. Генерального прокурора России А. Ильюшенко, которому инкриминируется получение взяток, злоупотребление властью и служебным положением. Похоже, такая участь ждет председателя комитета по драгметаллам (члена правительства) Е. Бычкова - в связи с нарушением им правил о валютных операциях.

Борис Николаевич обещал порадовать народ еще более громкими процессами над высокопоставленными коррупционерами. Ну а Президенту мы привыкли верить на слово. Тем более стимул у него для этого большой. Ведь борьба с преступностью - один из основных пунктов его предвыборной программы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно