В нынешней России всегда есть место для политических скандалов, чаще внутренних, реже - международных. Но поскольку Азербайджан - независимое государство, то недавний арест в Москве бывшего президента Азербайджана Аяза Муталибова и бывшего министра обороны Рагима Казиева можно причислить к международным. Хотя...
МУТАЛИБОВ, бывший первый секретарь ЦК КПАз, избранный первым президентом в сентябре 1991-го, в мае 1992 г. был вынужден уйти со своего поста в результате переворота, произведенного Народным фронтом Азербайджана во паве с Абульфазом Эльчибеем. После своей драматической отставки он был тайно вывезен в Москву, где и проживал на покое до настоящего времени. Азербайджанские власти обвиняют Муталибова в том, что он согласился и поддержал введение советских войск в 1990 г., а также в организации массовых беспорядков и попытке государственного переворота.
Бывший доцент Рагим Казиев волею судеб стал министром обороны в правительстве второго президента Азербайджана А. Эльчибея. После очередного переворота в Баку, когда к власти пришел (точнее, вернулся) президент Гейдар Алиев, Казиева обвинили в преступной сдаче армянам азербайджанских городов Шуши и Лачина, и хотя он какое-то время работал министром и при Алиеве, а затем стал депутатом милли меджлиса, что-то "сломалось" в их отношениях. Казиева посадили в тюрьму, откуда он бежал при весьма загадочных обстоятельствах. Говорят, Казиев имел теплые - дружеские и деловые отношения с российским министром обороны П. Грачевым, основа которых была создана в процессе формирования национальной армии Азербайджана.
После бегства из тюрьмы Рагим Казиев также оказался в России, но в отличие от Муталибова, получившего официальный вид на жительство и жилплощадь от администрации президента, скрывался, боясь "длинных рук" азербайджанских спецслужб. Но на днях эти руки, кажется, достали и Казиева, и Муталибова с помощью Московского уголовного розыска.
В мае прошлого года органы МВД РФ уже задерживали Муталибова, и потребовалось вмешательство Генпрокуратуры, чтобы его отпустили. Как стало известно, следователь Яншин из МУРа, арестовавший Муталибова 11 апреля с. г., также не имел санкции прокурора.
В первый раз руководство ОВД Донского муниципального округа, которое провело задержание, понесло наказание за самоуправство. Понесет ли кто-либо наказание на сей раз - неизвестно, а пока Генеральная прокуратура РФ попросила Азербайджан передать ей уголовные дела на Муталибова и Казиева для расследования вопроса об их выдаче. Выяснилось, что уголовного дела на Муталибова вообще не существует. Что касается Казиева, то его уголовное дело составляет 50 томов, и после побега из тюрьмы его в Баку заочно приговорили к смертной казни. И Муталибов и Казиев сохранили азербайджанское гражданство, что упрощает возможность их выдачи.
О том, что президент Алиев на сей раз действует наверняка, свидетельствует присылка в Москву самолета из Баку со спецохраной во главе с высокопоставленным чиновником министерства безопасности. Похоже, что в деле Муталибова - Казиева российские власти встали перед дилеммой: отдавать или не отдавать?
Очевидно, что и Муталибов, и Казиев не уголовники, а политические беженцы, и их выдача властям Азербайджана будет служить лишним аргументом для тех, кто говорит, что в России с демократией стало туго. Неуютно почувствуют себя и политические беженцы, скажем, из Средней Азии, где с демократией тоже далеко не все в порядке.
Но существуют и контрдоводы: при президенте Алиеве Азербайджан приобрел экономическую и политическую стабильность, укрепились и российско-азербайджанские связи, российская компания ЛУКойл участвует в разработке гигантских месторождений нефти. Захотят ли в Москве поставить под угрозу эти связи, и так подпорченные после неподтвердившихся обвинений в адрес Азербайджана в укрывательстве чеченских самолетов? Очевидно, что российские власти арестом Муталибова и Казиева хотят "замазать" обиду, нанесенную властям в Баку, тем более что в Москве есть мощные силы, лоббирующие интересы Азербайджана.
А пока Муталибов из тюремной камеры переместился на больничную койку с сердечным приступом. Но все там же, на Петровке, 38, где его здоровье охраняют бойцы отряда "Витязь".
Когда верстался номер, поступило сообщение о том, что российские власти приняли решение выдать Р. Казиева. На момент подписания номера он уже летел в Баку.