Года полтора назад наш материал о дачах высших должностных лиц наделал много шума. Одни несли в редакцию цветы, другие обещали дать по морде, третий человек в стране, упомянутый в статье, предлагал... дружить. Были выстрелы в окно, были угрозы по телефону ("еще один такой журналистский "шедевр", милочка, и тебе каюк"), были судебные иски от почтенных мужей (кстати, они до сих пор лежат в судах). И обо всем этом мы вам еще расскажем...
НА ЭТОТ РАЗ мы не ставили перед собой задачу "вычислить" хозяев загородных "дворцов". Наши методы оперативно- розыскной деятельности, как вы понимаете, ограниченны. Да и зачем, собственно? Всем и так ясно, кому принадлежат эти хоромы. Банкирам, фирмачам, торгашам, чиновникам всех мастей, мафиози, "трудом праведным" нажившим несметные богатства на палаты каменные. Нам хотелось понять и постичь другое: как чувствует себя человек, живя в таком "замке". Уютно ли ему там?
Итак, изображая супругов, мы отправились в один из самых престижных районов Подмосковья - Переделкино "снять домик на летний сезон".
...Роскошный особняк, этажей этак на 5. Внутри заканчиваются отделочные работы. "Ребята, привет! Как поговорить с хозяином?" - "Он бывает только вечером". - "А вы не знаете, не собирается ли он его сдавать?" - "Собирается". - "Вот удача!" Сделав несколько комплиментов строителям, мы явно расположили их к себе, и они охотно предложили осмотреть дом. Спускаемся в подвальное помещение. С одной стороны - гараж на 4 машины. С другой - огромный голубой бассейн, метров на 30. "Работает круглогодично. Видите, какие мощные обогреватели. Все оборудование импортное - полы с подогревом, и не только здесь, во всем доме, - с гордостью говорит наш сопровождающий. - Вот сауна". - "А зачем такая большая?" (человек на 10). Пожимает плечами. Поднимаемся на первый этаж. Два больших затемненных зала с узкими, похожими на бойницы, окнами под потолком - это бильярдная. "Миша, - обращаюсь я к "мужу", - придется тебе научиться играть на бильярде". И пока мужчины обсуждают это повальное увлечение "новых русских", я поднимаюсь на следующий этаж. Огромный зал с камином, человек на 50. Лепные потолки. Рядом с гостиной 4 небольшие комнаты метров по 20. В одной - винтовая лестница. Опять огромный зал и 5 комнат, предназначение которых понять сложно: то ли спальни, то ли гостевые. Забравшись на самый верх, наслаждаюсь видом из окон. Поблуждав по лабиринту комнат, спускаюсь - и попадаю в помещение без окон и дверей. Тупик. Опять поднимаюсь. Видимо, не та лестница. "Миша, - кричу сверху, - я заблудилась". Тишина. Высовываюсь в окошко: "Мальчики, помогите мне спуститься, не могу найти выход", - взываю о помощи к строителям. Поднявшись, один из них утешает: "Ничего, со временем освоитесь".
В общем, дом нам, конечно же, очень понравился, и мы "огорчены" лишь тем, что сдан он будет "под ключ" только в конце июня. Строители успокаивают: "У хозяина еще несколько уже готовых. Покруче этого. Правда, в другом месте". Но это нас не устраивает.
"А вон там - 4-этажный дом. Он, кажется, уже закончен". - "Это не 4-х, а 6-этажный", - уточняет сторож. "А кто хозяин, не знаете?" - "Да директор одной московской свалки" (называет фамилию). На наших лицах - немое удивление. "Свалки? А вы ничего не путаете?" В ответ - скептическая ухмылка. Подходим к дому. Хозяина нет. "Уполномоченный" охотно пускается с нами в разговор, описывая все достоинства уникального сооружения: "Есть, собственная автономная котельная, насосная станция" (надо же воду на 6-й этаж подавать). - "А бильярдная?" - со знанием дела интересуется мой "муж". "Обижаете... Все как положено. И бильярдная, и бассейн, и сауна, и библиотека, и дом для прислуги" (чуть поменьше хозяйского).
"Женя (к этому моменту мы уже познакомились), а вам самому хотелось бы жить в таком шикарном доме?" - вопрос для него явно неожиданный. "Да вы что? Я ж не больной. Такой дом чтоб содержать, знаете, сколько нужно денег... Здесь под тысячу метров, да еще второй под 400".
ПОСЕЛОК ДВОРЦОВОГО ТИПА
ПОБЫВАЛИ мы и на нашем любимом, ставшем уже знаменитым Троицком поле, где раньше росла картошка, а теперь выросли "дворцы". Это место достойно быть заповедником. А за осмотр, право же, не грех и деньги платить. Несколько минут справляемся с эмоциями. В центре - "замок" в готическом стиле. К нему-то мы сразу и направляемся. Идет завершающий этап отделочных работ. "Ребята, а Саша еще не приехал?" - обращаемся к строителям, называя имя хозяина наугад, поскольку, как мы выяснили, они посещают свои объекты лишь по вечерам. "Может, Слава?" - поправляет меня один из рабочих. "О Боже, это на меня так жара действует", - оправдываюсь я. "Ждем часам к семи".
Не скупясь на похвалы строителям, восторгаясь произведением архитектурного искусства и воздавая должное Славе, мы на правах его приятелей смело заходим в "замок". Здесь также весь набор джентльменских удобств. "А как забраться на башню?" - спрашиваю сторожа. "По винтовой лестнице. Оттуда очень удобно в бинокль рассматривать отдыхающих на пляже", - улыбаясь, поясняет он. (И стоило для этого такой дом городить?..)
"Миша, сколько тебе понадобится времени, чтобы найти меня здесь?" - явный прокол с моей стороны. Сторож с недоумением смотрит на нас: "А что, разве у вас нет сотового телефона?" Свою оплошность мне опять приходится списывать на жару... В "ожидании хозяина" мы отправляемся прогуляться по поселку.
О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ...
ПЕРЕД нами 8-этажное монументальное сооружение (с лифтом) в стиле модерн, напоминающее не то дом культуры, не то дом отдыха. Недалеко - четыре огромных особняка, как близнецы- братья, обнесенные одной высокой кирпичной стеной. "Это все для одного семейства?" - интересуемся мы. "Друзья строятся. Так легче охранять свои резиденции", - объясняют нам радушные югославы, руководящие строительством.
На этом объекте мы уже играем роль заказчиков и поэтому интересуемся планировкой дома. "Не кажется ли вам, что здесь кое-что не совсем рационально и функционально? - мягко, чтобы не обидеть югославов, высказываем мы свои критические замечания. - Кухня на первом этаже, а столовая на третьем. Лестницы же настолько крутые, что нужно обладать атлетическими возможностями, чтобы подниматься и спускаться по ним, да еще с подносом". Югославы согласно кивают. Они лишь исполнители и к проекту не имеют никакого отношения.
"Вам приходилось строить такие огромные "дворцы" за рубежом?" - "Нет. Там очень дорого содержать такой коттедж. Мало кто способен на это".
Мой взгляд падает на расположенный невдалеке дом. "Посмотрите, там крыша обвалилась..." Они снисходительно улыбаются: "Нэ обвалилась. Так било задумано". - "Но это же какое-то уродство". - "О вкусах, как у вас говорят, нэ спорят". - "Оно, конечно, так. Если он есть. А если его нет?" - "Тогда дэмонстрируются финансовые возможности..."
И вот мы подходим к заповедному, так называемому ранее "правительственному блоку". Он огорожен железобетонной стеной. Сторожевая будка. "Скажите, здесь случайно нельзя снять домик на летний сезон?" - "Снять нельзя. Купить можно. Многие дома продаются". - "Вот так удача!" - "Не радуйтесь. Очень дорого". - "И сколько же?" - "Миллион". - "Такой дом, и всего за миллион? - с изумлением восклицаю я. - Да нам подобный предлагали за три. Скорее зовите хозяина..." Сторож скрывается. Появившись через несколько минут, он заявляет, что все уже продано! (Видимо, мы не произвели на него должного впечатления.) "Ах, какая досада! Ну как же мы упустили такую дешевку! Всего за миллион... долларов". И я устраиваю "мужу" небольшую семейную сцену: "Я же говорила тебе, что надо было фазу ехать сюда, а ты потащил меня в Переделкино..."
НЕ ЛЕЗЬТЕ В ДУШУ
УДАЛОСЬ нам пообщаться и с одним хозяином загородного особняка. Лет около 40. Бизнесмен. Семья из 4 человек. "Зачем вам такой огромный дом?" - "А чтоб человеком себя чувствовать". - "Содержать дорого?" - "Копейки. У меня всего-то 4 человека прислуги. И у друзей дома не хуже. А что вы, собственно, ходите, нюхаете? Вы в мою душу не лезьте". - "Так мы не в душу - мы в дом". Но и туда он нас тоже не пустил. Единственное, в чем он- таки признался, что это самое надежное вложение капитала. Но главное - престижно.
И это, кстати, подтверждается социологическими исследованиями. Самым важным признаком богатства является загородный дом или коттедж (75%). В ряду ценностей нуворишей это более значимо, нежели наличие шикарной квартиры (70%) или роскошного автомобиля (55%).
Мы побывали лишь в двух поселках дворцового типа. В одном из них насчитали 100 "замков". А сколько их всего в Подмосковье? А по России? Но кому нужно их считать? Да и зачем? Чтобы потребовать с владельцев декларацию о доходах? Или, может, взять с них налог? Полноте! Не обижайте их гнусными подозрениями, не лезьте в душу. Не мешайте новому классу широко шагать по родной стране!