Венский фотограф Эмаль Ребендинг, открывший ретушь в 1860 г., и не предполагал, каким мощным пропагандистским оружием станет его изобретение в XX столетии...
ОТКРЫТИЕ Ребендинга фотографы приняли с благодарностью. Ретушь довольно быстро стала, в частности, средством "облагораживания" портретных изображений. И фотомастера, и их клиенты обрадовались возможности немного приукрасить действительность. Однако в конце XIX - начале XX века еще мало кому могло прийти в голову увязывать фототехнические средства с политическими страстями.
Вряд ли это было вызвано соображениями морали. Объяснение скорее крылось в относительно малой роли фотографии в тогдашней общественной жизни и примитивности фототехники. На этом фоне куда более распространенным явлением была фальсификация документов. Так, накануне 1917 г. российское общество взбудоражила история с якобы открывшимися письмами императрицы и ее дочерей Распутину, где, в частности, признавалась интимная связь государыни с "сибирским старцем". Как впоследствии выяснилось, письма были полностью сфабрикованы, причем свою руку к этому приложили известный политик правого толка А. Гучков и пролетарский писатель М. Горький.
Были, правда, случаи использования фотографии в сомнительных целях (например, жена банкира могла нанять фотографа, чтобы тот запечатлел ее мужа с любовницей, а затем потребовать развода и солидного "отступного"). Однако здесь речь шла не столько о фальсификации снимка, сколько о провоцировании ситуации. Схожая практика бытовала и в других европейских странах.
ФЮРЕР, ДУЧЕ И ГЕНСЕК
"ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС" ретушеров пришел в 20-30-е гг. нашего столетия. Становление и упрочение трех тоталитарных, крайне идеологизированных режимов - Сталина в СССР, Гитлера в Германии и Муссолини в Италии - вывело ретушь и кадрирование на политический уровень.
Известно, что расправы фюрера, дуче и генсека с политическими противниками (нередко бывшими соратниками по партии) сопровождались не только мерами физического воздействия, включая ликвидацию, ссылку или заключение под стражу. В задачу вождей входило нечто большее: стереть память о неугодном человеке.
В СССР эта практика была выражена, пожалуй, наиболее сильно. Примеров множество. В 1920 г. фотограф В. Булла сделал групповое фото делегатов II конгресса Коминтерна, собравшихся в Таврическом дворце в Петрограде. В сталинское время при помощи ретуши и кадрирования было "отсечено" 25 человек (К. Радек, Н. Бухарин и прочие "уклонисты"). Остались двое - Ленин и Горький.
Иногда ретуширование проходило как бы в несколько приемов. Например, с фотографии выступления Ленина перед войсками, отправлявшимися на польский фронт, сначала исчез Троцкий и лишь через несколько лет - Каменев.
Надо признать, что подчас подтасовка фактов даже не требовала технического вмешательства ретушеров. В первом издании книги Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир" была помещена фотография двух красногвардейцев, охранявших комнату Троцкого в Смольном. В последующих изданиях в подписи под той же фотографией утверждалось, что красногвардейцы охраняют кабинет Ленина.
А на Западе, в Германии, в 1932 г. вышел сборник работ будущего придворного фотографа фюрера Г. Хофмана под названием "Неизвестный Гитлер". Ведущее место в книге, наряду с Гитлером, было отведено "нацисту номер два" Э. Рему. В 1934 г. по приказу фюрера Рем был застрелен, а его фотоизображения заретушированы.
МИНИСТР С ДВУМЯ ШЛЯПАМИ
ПОСЛЕ второй мировой войны ретуширование стало частью политической культуры практически всех так называемых социалистических стран. Тенденции оставались примерно те же. С одной стороны - облагородить облик вождей, с другой - стереть в людской памяти "врагов народа".
Конкретные задачи определялись особенностью текущего момента. После смерти Мао Цзэдуна китайские товарищи были озабочены тем, чтобы закрасить любые изображения разоблаченной "банды четырех". У северокорейских фотографов, по слухам, предметом особой заботы была ретушь злокачественной опухоли на щеке Ким Ир Сена.
В СССР в 70-80-е гг. ретушь, кадрирование и фотомонтаж применительно к политике все чаще становились частью уже не трагедии, а чего-то похожего на фарс. В среде столичных фотографов по сей день ходит масса забавных историй, относящихся к этому периоду.
В одной из центральных газет руководство редакции как-то возмутилось, что на фото официальной церемонии все члены советской делегации стоят в шляпах и лишь министр иностранных дел СССР А. Громыко - без таковой. Ретушеру был дан приказ исправить положение. Тот пририсовал министру шляпу. Когда газета вышла в свет, оказалось, что у Громыко две шляпы - одна на голове, другая в руке. Последнюю при выпуске газеты не заметили.
В другой центральной газете в 1985 г. появился жутковатый на первый взгляд снимок. На трибуне Кремлевского Дворца съездов перед высшим советским руководством лежала... голова М. Горбачева! Сам генсек стоял поодаль. Как выяснилось, при монтаже двух фотографий в суете со второго снимка забыли убрать голову генсека.
В 90-е гг. подобные истории с фотографиями случаются все реже. Появление новых информационных систем, включая глобальные телесети, неподконтрольные конкретным властителям, постепенно отодвигают ретушь из сферы политики в ту область, для которой она, собственно говоря, и задумывалась - область фототехники и фотоискусства.
Подготовлено Б. Станишневым на основе книги Алена Жобера "Le commissariat aux archives", а также других письменных и устных источников