В эксклюзивном интервью "АиФ" знаменитый чилийский коммунист раскрывает тайны своего обмена на Буковского и желает Ленину счастья.
89-ЛЕТНИЙ Луис Корвалан, бывший генсек Компартии Чили, проживает в скромном домике в тихом районе Сантьяго. Открыв дверь, его дочь, учившаяся в МГУ, поприветствовала меня с московским выговором: "Здрасте!"
Корвалан в свое время был популярен в СССР не меньше Анджелы Дэвис: после его знаменитого обмена на советского диссидента Владимира Буковского вся страна распевала частушку "Обменяли хулигана на Луиса Корвалана". Пожив в СССР и ГДР, Корвалан вернулся в чилийское подполье, откуда вышел после ухода Пиночета в отставку. Человек-легенда встретил меня на пороге комнаты, увешанной портретами Кастро и Ленина.
"Когда меня обменяли, я подумал, что сошел с ума"
- ИЗВИНИТЕ, как вы предпочитаете, чтобы вас называли: господин или товарищ?
- Это как вам удобнее. На господина я тоже отзываюсь.
- Прекрасно. Ваше согласие означает, что вы смирились с капитализмом?
- Нет. Мир сейчас устроен неправильно, ведь капиталистическое общество несправедливо. Конечно, я с трудом пережил крушение СССР - этого, по-моему, не ожидали даже американцы. Но прошло время, и я немного успокоился. Главное, что 73 года назад я вступил в Коммунистическую партию и с тех пор не меняю своих идеалов.
- Зато их поменяли другие, господин Корвалан.
- Но, к счастью, не все. Куба, например, высоко держит знамя социализма и сопротивляется американской агрессии, что согревает мое сердце.
- Я проехал всю Кубу. Люди живут в потрясающей нищете, многие открыто говорят: скорее бы уж власть сменилась и у нас наступил капитализм.
- Я уверен, что большинство кубинского народа так не считает. Огромный успех Кубы, что она удержалась на плаву после распада СССР, - ведь никто не хотел покупать их сахар по хорошей цене, как это делали русские. Я не спорю, конечно, существуют трудности...
- При социализме они вообще существуют всегда.
- Неправда. Социализм не виноват, что в продаже нет колбасы. В этом виновато правительство США, без американской блокады Куба бы процветала. Так что они молодцы, у них есть бесплатные медицина, образование и много всего хорошего. Стоит подождать - и все еще будут завидовать Острову свободы.
- Это местным жителям уже пятьдесят лет говорят.
- Верно, там дела в настоящее время идут не очень хорошо. Но люди должны держаться вместе, тем более что экономические трудности постепенно исчезают. Поднять руки и сдаться - это не выход. Надо понимать, что у социализма - великое будущее.
- Разве?
- Конечно. Социализм обязательно победит! Как живут народы в Африке? Ужасно. Капиталисты им бросают лишь жалкие объедки. Да что там Африка - и у нас в Чили люди живут в потрясающей бедности, просто туристам это не показывают.
- В 1976 году вас обменяли на советского диссидента Владимира Буковского. Вас известили перед самим обменом о такой возможности?
- Нет. Договоренность об этом была достигнута без моего согласия.
- Надо так понимать, что иначе бы вы отказались?
- Я так не сказал. Сижу в тюрьме - тут меня просят "на выход с вещами". Ну, думаю, все. Едем, сажают в самолет. А охранка Пиночета тогда заключенных в море сбрасывала. Думаю - ага, все понятно. Приземляемся, вокруг - Швейцария, мне говорят: сейчас тебя отвезем в посольство СССР. Я спокойно понимаю, что сошел с ума.
Ну а потом меня отвезли в Белоруссию, мне запомнилось - там было полным-полно снега, декабрь же...
- Пальто-то вам хоть дали?
- А куда у вас зимой без пальто? Побыл я в Белоруссии два дня - и в Москву. Знаете, в СССР меня поражали многие вещи. Сразу хочу сказать - я очень люблю социалистическую систему. Социализм вывел Россию из отсталости, ваша страна первой вышла в космос... И в то же время я не понимал - отчего нет частных парикмахерских? Почему они все в государственной собственности? Ну зачем до такого доходить?
- А вы этого Брежневу не говорили?
- Говорил, но мне объясняли - мол, у нас так принято с парикмахерскими, отдадим в частные руки - наплодим капиталистов. Хотя, на мой взгляд, это крайность какая-то.
"Генерала Пиночета я из принципа переживу!"
- У ВАС на полке стоят 50 томов сочинений Ленина. Неужели все прочитали?
- Я полагаю, мало кто прочитал всего Ленина. Основные работы только. Очень плохо, что у вас опять дискутируют - выносить Ленина из Мавзолея или нет. Он столько сделал для СССР, надо это понимать и ценить. Я желаю Владимиру Ильичу счастья.
- Он уже умер.
- Я имею в виду, что выражаю надежду - Мавзолей и Ленин останутся на своем месте.
- Как вы относитесь к движению антиглобалистов?
- Положительно. И я рад, что это движение растет во всем мире как противовес капиталистической глобализации. Кстати, чтоб вы знали - я тоже выступаю за глобализацию, но только за социалистическую. Народ должен воевать за свою свободу.
- А имеет ли смысл добиваться свободы с автоматом в руках? Многие боевики-коммунисты могли бы преобразовать свои отряды в партии и добиться успеха на выборах в парламент. Это лучше, чем по лесам бегать. Например, в Колумбии партизаны воюют уже 40 лет, погибли тысячи людей, а результатов - ноль.
- Борьба трудящихся за освобождение может и сто лет длиться! Вы смеетесь, но это так. Пусть народ сам решает, как ему быть.
- После пребывания в СССР вы опять вернулись в Чили. Как вам это удалось?
- Слегка изменил лицо. Хирург чуть-чуть подкорректировал мне глаза и веки, я сделал фальшивые документы, изменил стиль одежды. Раньше был такой консерватор, всегда пиджак одного цвета, шляпа, белая рубашка. А тут пришлось в джинсах ходить.
- Вы следите за политической ситуацией в мире?
- Ну, это как получится. Теракт в Нью-Йорке 11 сентября я смотрел в прямом эфире. Говорят, что это дело рук бен Ладена, но я бы не удивился, если такой инцидент организовало и ЦРУ, хотя ничего прямо не утверждаю. Однако я отрицательно отношусь к тому, что многие делают из бен Ладена знамя и символ антиамериканизма. Он, конечно, против американцев, но в то же время это далеко не Че Гевара.
- Какое у вас было впечатление от Брежнева?
- Он был способным руководителем. Проблема в том, что правил слишком долго.
- Любимый вами Фидель Кастро у власти вообще 46 лет.
- Я бы не стал их сравнивать. Вам Кастро не нравится, а кубинскому народу нравится. Фидель, может, и ушел бы в отставку, но реальность такова, что ему нужно находиться у власти. Он до сих пор на митингах выступает перед миллионами людей - вы думаете, их к нему силой тащат? Брежнев же руководить просто не мог. В последние годы, когда мы встречались, он был уже в никаком состоянии.
- Правда ли, что Брежнев даже не понимал, кто перед ним стоит?
- (Пауза.) Я хотел бы воздержаться от ответа.
- А про Путина вы что думаете?
- (Еще более длинная пауза.) Хорошо вам такие вопросы задавать... Я с ним лично не знаком. Конечно, хорошо, что Путин был коммунистом... это большой плюс. Но в то же время я сам, как коммунист, не могу приветствовать то, что Путин руководит строительством капиталистического общества на руинах социализма. Кстати, хотел вам задать встречный вопрос. Как у вас относятся к Пиночету?
- По-разному. В начале девяностых годов фигура Пиночета стала у нас весьма популярна - типа да, он диктатор, но сделал свою республику процветающей - нам бы такого.
- Неужели? Это попросту гнусная пропаганда. Жалко, если люди в России в это верят. Трудящиеся в Чили при социализме зарабатывали больше, чем сейчас.
- Но ничего не могли на это купить, потому что не было еды.
- Я не отрицаю. Но мешали враги, которые прятали продукты. Однако покупательная способность у людей была больше, а проблемы со снабжением всегда бывают после революции. Кто такой Пиночет? Это убийца.
- Я видел тут его у госпиталя. Выглядит довольно неважно.
- Я не знаю, сколько ему осталось. Но уж Пиночета я из принципа переживу!
Автор благодарит Романа Чакветадзе за помощь в организации интервью.