Примерное время чтения: 6 минут
87

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Советская культура: домыслы и действительность

СЕГОДНЯ мы собираемся рассказать вам об одной пресс- конференции для советских и зарубежных журналистов, которая состоялась в дни работы XXVII съезда КПСС. Ее вел заведующий Отделом международной информации ЦК КПСС Л. М. Замятин. В ней приняли участие советские деятели культуры - делегаты съезда: первый секретарь правления Союза писателей СССР Г. М. Марков, секретарь правления Союза художников СССР С. П. Ткачев, главный редактор "Литературной газеты" А. Б. Чаковский, композитор А. П. Петров, народные артисты СССР А. И. Степанова и М. А. Ульянов.

Представители художественной интеллигенции, подчеркивали в своих выступлениях участники пресс-конференции, хорошо сознают ту важную роль в осуществлении и отражении поистине революционных перемен в обществе, которая ложится на деятелей литературы и искусства. Главной их задачей является правдивое и яркое раскрытие нового, передового и бескомпромиссное обличение всего, что тормозит наше движение вперед.

ЖУРНАЛИСТЫ задали очень много вопросов. Представители западной печати вновь продемонстрировали свое предвзятое представление о советской действительности. В их вопросах сквозило неверие и плохо скрываемое ехидство: почему так мало на съезде было уделено внимания вопросам культуры? А не будут ли репрессированы те, кто сегодня критикует? Появятся ли теперь книги, которые не могли увидеть свет раньше? Почему вас так тревожит возможность влияния западных видеокассет? Как вы сегодня относитесь к потере таких художников, как Любимов и Тарковский?

Не можем согласиться с тем, что на партийном форуме культуре уделялось мало внимания, отвечали участники пресс-конференции. На съезде среди других важных для страны вопросов шел откровенный и серьезный разговор о возрастающей ответственности деятелей искусства за удовлетворение культурных запросов советских людей, об укреплении материальной базы культуры, об улучшении качества художественных произведений, о повышении роли художественной критики и многообразии форм советского искусства и т. п. И обо всем говорилось нелицеприятно, без оглядки, по-партийному честно и принципиально.

Притом критический настрой появился сейчас не вдруг, а всегда был присущ советскому искусству. В частности, советская литература всегда отличалась большим критическим пафосом. Тот перелом, который в разных областях происходит ныне в нашей стране, подготовлен в немалой степени и советскими литераторами, деятелями театра и кино. Их лучшие произведения и прежде несли правду, боролись с негативными явлениями. И нет сомнения, что эта линия сейчас усилится.

К ВОПРОСУ о Любимове и Тарковском. На пресс- конференции отмечалось, что Любимов был актером театра имени Вахтангова, был хорошим актером. Потом он поставил знаменитый спектакль "Добрый человек из Сезуана", и государство поручило ему возглавить руководство театром, в котором он создал один из самых интересных коллективов 60 - 70-х годов. Потом Любимов стал очень много ездить по миру и ставить спектакли. Но в последние годы Любимов стал выдвигать условия. Другими словами, он стал спорить, так сказать, с системой нашей жизни. Те, кто его знал, все актеры его театра считают, что отъезд за границу и решение остаться там - его большая трагедия. Как он будет строить свою дальнейшую судьбу-это, конечно, его дело. Но все же это- трагедия, его личная трагедия. Его никто не выгонял, ему никто не запрещал выезжать за границу, ему никто не запрещал ставить спектакли. Но он потерял реальное ощущение действительности. Он стал диктовать свои условия стране. Такого не было, никогда не будет ни в одной стране. И это его трагедия, подчеркивали участники пресс-конференции. Мы не желаем ему зла. Кстати сказать, люди, которые встречались с ним за границей, говорят, что он тоже очень переживает случившееся, но жизнь идет, страна у нас огромная. И потеря такого художника, как Любимов, хоть и огорчительна, но не смертельна для нашего искусства.

Так же, как то, что произошло с Тарковским. Ни в одной стране мира не дадут ему трижды переснимать картину, вкладывая в это огромные деньги. Тарковскому Госкино давало деньги на постановку фильма "Идиот". Думается, что мог бы получиться очень интересный и крупный фильм, потому что Тарковский - действительно крупный и своеобразнейший русский художник. Но он решил вместо "Идиота" поставить "Ностальгию" в Италии. Ну что ж, таково было его решение. И здесь нет чьей- либо вины. Он захотел работать там. Все это - его личное решение, его личная трагедия, а не какой-то злой умысел со стороны страны.

ЧТО ЖЕ ДО КНИГ, которые, как выразился корреспондент шведского радио, "ждали своего времени", то о каких книгах идет речь? Если о тех антисоветских пасквилях, которые, по чисто теоретическому предположению, написаны и хранятся у кого-то в ящике, то и сейчас они напечатаны не будут. Других же книг, несомненно, появится больше, хотя и тогда скорее всего их не будет хватать, ибо наш народ - самый читающий в мире. Безусловно, будет развиваться и видеотехника, появится много новых видеокассет.

Неверно ставить вопрос о том, будто нас тревожит появление западных фильмов, записанных на видеокассеты, отмечали участники пресс-конференции. Мы готовы обмениваться культурной продукцией, взаимно обогащающей народы знанием друг друга. Ведь, как в свое время отмечал Станиславский, искусство может сближать народы. Но для советского общества чужда, с позволения сказать, "культура", развращающая души, насаждающая культ насилия и эротики. Такие фильмы недопустимы, они противоречат нашим законам.

Недавно я видел, сказал, в частности, М. Ульянов, на мой взгляд, омерзительный американский фильм "Рэмбо-2". Большую ненависть к советскому народу, чем та, которая проповедуется в этом фильме, и представить себе невозможно. Я видел этот фильм в Мангейме, видел, как сидящая в зрительном зале молодежь визжит от ярости по отношению ко мне. Создают же все это художники. Это нечестная затея! У нас в стране такого фильма, который бы натравливал на американский народ, нет. Мы можем негативно оценивать политику руководства той или иной страны. Так и должно быть. Но такого фильма, как "Рэмбо", вы у нас не увидите. Чтобы понять другой народ, надо познакомиться с его жизнью. Везде живут люди, которые хотят прожить свою жизнь в добре и радости, и об этом могут рассказать театр, литература, живопись, кино. И в этом смысле мы можем вложить немалую лепту в дело сближения народов.

Подготовил Г. АРАПОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно