ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 45% чехословацкого внешнеторгового оборота, говорится в передовой стать", опубликованной в газете "Руде право", приходится на долю Советского Союза. Эта цифра свидетельствует о важности советско- чехословацких экономических связей для народного хозяйства ЧССР. О преимуществах сотрудничества с Советским Союзом говорит и тот факт, что экспорт из СССР поступает точно в срок в соответствующем ассортименте, советская продукция отличается необходимым качеством, как и определено ежегодными протоколами о взаимных поставках.
Естественно, говорится в газете, что и чехословацкая сторона должна придерживаться такого же подхода к делу. Соответствующие организации должны контролировать технический уровень и качество экспортируемой в СССР продукции, следить за соблюдением договорных сроков. Это тем более важно, подчеркивает "Руде право", что чехословацкие производственные и внешнеторговые предприятия, по сути дела, как бы находятся в условиях острой конкуренции, так как Советский Союз не испытывает недостатка в предложениях от ведущих мировых фирм различного профиля.
Но это обстоятельство практически не имеет значения для большинства чехословацких предприятий, поскольку их продукция в Советском Союзе имеет хорошую репутацию. Это пражский завод "АВИА", который при посредничестве внешнеторговой организации "Мотоков" экспортирует в СССР грузовые автомобили; объединение "Заводы тяжелого машиностроения", поставляющее в Советский Союз дизельные двигатели для карьерных самосвалов "БелАЗ". Точно соблюдает сроки поставок маневровых тепловозов "ЧМЗ-3" пражский завод "Локомотивка-Соколово".
После несчастья на Чернобыльской АЭС Советский Союз обратился с просьбой об ускоренном выполнении некоторых заказов. С опережением сроков справились со своим заданием остравские строительные организации, которые поставили в СССР сборные жилые домики, судоверфь "Пражские лоденице", изготовившая земснаряды.
Однако, говорится в статье, к сожалению, есть ряд предприятий, которым нечем гордиться.
Скажем, завод "МЕЗ" не справляется с планом поставок в СССР электромоторов для стиральных машин. В нынешнем году долг предприятия превысит 22 тыс. моторов. В прошлом году пражская "Тесла-глоубетин" недопоставила телевизионное оборудование на сумму 3 млн. руб. В нынешнем году эта цифра увеличится до 5 млн.
Еще в прошлом году "Руде право" критиковала объединение "Зитковице" за невыполнение плана поставок узлов и запасных частей для реконструкции прокатного оборудования в СССР. Что изменилось? Контракт заключен на общую сумму 40 млн., а отправлено будет продукции лишь на 15 млн. руб. Подобную критику заслужил и завод "ТМС", поставляющий в СССР оборудование по производству комбикормов. Его долг в нынешнем году превысит 3 млн. руб.
Хронически не выполняют обязательстве по поставкам в СССР запасных частей заводы "Татра-Смихов" в Праге и "ЧКД". В этом году они недопоставят запчастей к трамваям и корабельным дизельным моторам на сумму 3,5 млн. руб. В Советском Союзе не получат запчастей для электровозов с маркой пльзеньской "Шкоды" на сумму 2,2 млн. руб. Предприятия текстильного машиностроения "ЗВС", "Зброевка", "Элитекс" будут иметь задолженность по запчастям на сумму 7 млн. руб.
Обещать что-либо на бумаге, в то время как ситуация на предприятиях не дает для этого никаких поводов, - это уже не просто легкомыслие, делает вывод газета. Общий объем поставок чехословацких станков и оборудования в СССР составляет 3,7 млрд. руб. В этом году машиностроители останутся должны советским заказчикам продукции на сумму около 100 млн. руб., что составляет примерно 3% общего объема. Скажем прямо - немало. Могут возразить, что, моя, во внешнеторговом обороте СССР 100 млн. - незаметная часть. Но так рассуждать нельзя, считает газета. Необходимо предвидеть последствия, которые могут вызвать недопоставки чехословацкой продукции в СССР. Недостающая запчасть стоимостью несколько рублей может остановить оборудование, стоящее несколько десятков тысяч. В связи с этим "Руде право" ставит вопрос: "Задумываются ли наши нерадивые поставщики о последствиях своих действий?"