Об этом наш корреспондент И. Солганик беседует с заместителем директора Института социологических исследований АН СССР доктором философских наук В. МАНСУРОВЫМ.
КОРР. Валерий Андреевич, хороших слов о нашем молодом поколении в печати сказано немало, и слова эти вполне заслуженны. Но так же много сегодня говорится о негативных явлениях среди молодежи, о молодежных проблемах. Какие из них, по-вашему, стоят сегодня наиболее остро?
МАНСУРОВ. Наверное, все проблемы - образование, труд, семья, досуг.
Вопрос вопросов, который даже стал темой общеевропейского симпозиума, - трудолюбивее молодежь по сравнению с предыдущими поколениями или нет? Будем откровенны: уровень трудовой активности молодежи и людей более старшего возраста значительно отличается, и не в пользу молодых.
Справедливости ради надо сказать, что среди молодого поколения достаточно тех, кто умеет и хочет работать; но в то же время у некоторых групп молодежи труд перестал занимать первое место в системе жизненных ценностей. Объяснений этому много, я назову лишь одно из них.
***
0,5 миллиона молодых добровольцев работают на 72 всесоюзных ударных стройках
***
На сегодняшний день процесс получения образования удлинился - он продолжается нередко до 25 лет, а то и дольше, если принимать в расчет учебу в аспирантуре; и к этому возрасту молодой человек еще полностью лишен каких бы то ни было трудовых навыков, лишен опыта общения в трудовом коллективе. Но ведь чем старше человек, тем сложнее ему вписаться в коллектив, выработать те же трудовые навыки.
КОРР. Валерий Андреевич, может быть, не особенно высокая трудовая активность некоторых молодых людей связана с тем, что у них нет реальных стимулов для хорошей работы, заинтересованности в результатах своего труда?
МАНСУРОВ. Действительно, многие молодые люди, и особенно молодые семьи (89 из каждых 100 молодых семей), начинают свою трудовую жизнь в непростых условиях - с низкой зарплатой, без перспективы продвижения по службе и, наконец, без собственного жилья.
Как показывают социологические исследования, эту последнюю проблему молодежь считает для себя самой актуальной. Но, как известно, результаты труда с ее решением почти никак не связаны - плохо ли, хорошо ли работает молодой человек, это никак не связано с получением квартиры. Между тем подсчитано, что в 70 случаев из 100 молодые люди меняют места работы и даже профессии именно из-за неудовлетворенности жилищными условиями.
КОРР. Но ведь жилищную проблему молодежи в какой-то степени решает строительство МЖК, которое сегодня ведется в 120 городах.
МАНСУРОВ. Слов нет, начинание это прекрасное, но не надо его переоценивать - строительство МЖК лишь капля в море, и тот реальный объем жилья, который они дадут, составит небольшую толику того, что нужно молодым семьям. А семей этих с каждым годом становится все больше: как показала последняя перепись населения, среди молодежи семейные составляют 52%.
***
60% свободного времени молодого человека занимает отдых дома (пассивный отдых)
***
КОРР. Раз уж мы заговорили о молодых семьях, не могу не задать вам "каверзный" вопрос. Как вы объясняете тот факт, что разводов среди молодежи становится все больше?
МАНСУРОВ. Разводов действительно много; причем 38% разводов приходится на браки, просуществовавшие менее четырех лет.
Одна из основных причин состоит в том, что развод стал уже чуть ли не обыденным явлением. Все чаще в последнее время заключаются браки с заведомо четкой установкой на развод, если хотя бы одна из сторон будет не удовлетворена совместной жизнью. Часто недостаточная осведомленность в вопросах секса - тоже одна из главных причин. А ведь сексология - такая же наука, как прочие.
Наши опросы показывают, что иногда жизни молодой семьи мешает так называемая "помощь" родителей. У молодых она рождает иждивенческие отношения.
Развод, инициатор которого женщина, часто возникает в результате того, что мужчины, и особенно молодые, мало помогают дома по хозяйству, мало участвуют в решении семейных проблем, в воспитании детей.
Исправить положение здесь надо, начиная с воспитания в семье, в школе. Почему, например, труд по бытовому обслуживанию семьи преподается в школе только девочкам?
КОРР. Валерий Андреевич, каково ваше мнение о так называемой потребительской психологии части нашей молодежи; насколько распространено это явление? И вопрос более общего плана - чем, по-вашему, вызвано скептическое отношение к нашим ценностям и идеалам, не так уж редко встречающееся у молодых людей?
МАНСУРОВ. Как показывают социологические исследования, потребительские, мещанские ценности принимает один из пяти опрошенных молодых людей; чаще всего потребительские настроения проявляются среди учащейся молодежи (значительно чаще, чем среди молодых специалистов).
По всей видимости, объясняется это тем, что у школьников, учащихся ПТУ, студентов зачастую облегченные представления о жизни. Своего опыта у них нет, работать тоже пока не работали, но потреблять уже привыкли - в сфере потребления они лидеры и передовики!
Вы спрашиваете, чем вызвано скептическое отношение некоторых молодых людей к нашим ценностям. Думаю, во многом это объясняется тем, что мы до сих пор еще не избавились от привычки изображать нашу действительность только розовыми красками, и этот разрыв между словом и делом, между теорией и практикой уже стал привычным явлением, на которое даже не реагируют.
***
89 и в каждых 100 молодых семей сталкиваются с так называемыми житейскими трудностями, и в первую очередь - с квартирными.
***
Негативным явлениям в молодежной среде во многом способствуют формализм, бюрократизм, инертность комсомольских организаций, которые слишком мало занимаются воспитанием молодежи. И еще такое обстоятельство: в последнее время участились случаи злоупотребления служебным положением лицами, занимающими разного рода ответственные посты. Причем зачастую эти же самые люди с высоких трибун призывали народ, молодежь в особенности, к трудовым подвигам, к честной жизни, самоотверженной работе. Когда же они оказываются на скамье подсудимых, у молодых людей возникает кризис доверия не только к этим конкретным лицам, но и, благодаря свойственному юношеству максимализму, и к соответствующим институтам, которые те представляли.
В общем, процессы и проблемы, возникающие в молодежной среде, не появляются из неведомого далека - они произрастают на почве общественного бытия. И когда мы решим те или иные проблемы общественной жизни в сфере экономики, идеологии, пропаганды, воспитания, процессы эти сами сойдут на нет.