Примерное время чтения: 4 минуты
213

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Общественная работа или "нагрузка"?

Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов, комментирует доктор философских наук В. МАНСУРОВ.

БУРЖУАЗНЫЕ ПРОПАГАНДИСТЫ подчас сравнивают советских студентов с западными и даже делают выводы, что и те и другие "сделаны из одного теста" - ничем не интересуются, инициативы не проявляют - в общем, социально пассивны. При этом пропагандисты ссылаются на критические выступления нашей печати, личные "наблюдения" западных репортеров или цитируют "одного московского студента".

Наши социологи провели немало исследований (разумеется, анонимных), чтобы выяснить, как относятся студенты к общественно полезным делам. Результаты исследований показали, что три четверти опрошенных студентов разных вузов - гуманитарных, технических, естественно-научных, творческих - занимаются общественной работой.

Понятно, что одних только количественных характеристик недостаточно, ведь наши идеологические противники, к примеру, обвиняют комсомольские организации, администрацию вузов в том, что они якобы принуждают студентов заниматься общественной работой.

Чтобы не было никаких сомнений на этот счет, исследователи решили выявить мотивы, по которым студенты занялись общественной деятельностью.

"ОБЩЕСТВЕННИК" ИЛИ "ИНДИВИДУАЛИСТ"?

Выяснилось, что в большинстве своем студенты считают общественную работу полезной и для себя, и для своих сокурсников, и для всего коллектива в целом. Почти все из них ответили, что чувствуют ответственность за порученное дело (все это - мотивы общественно значимые).

Кроме того, анализ ответов молодых людей позволяет сделать вывод, что общественная деятельность помогает деятельности научной: она учит общаться, работать с людьми, дает навыки организаторской работы, готовит к практической деятельности после окончания вуза. Ведь не секрет, что некоторые молодые люди теорию знают неплохо, а вот на практике знания свои применить не умеют.

Многие студенты, как выяснилось, занялись общественной работой еще и потому, что с ее помощью надеялись завоевать авторитет среди товарищей (инструментальные мотивы). Что же, потребность самоутверждения для молодого человека вполне естественна, ничего плохого в ней нет (в этом случае личные интересы не идут вразрез с общественными, а, наоборот, им соответствуют).

Меньше 2,5% опрошенных заявили, что они используют общественную работу в качестве средства для достижения личных целей - например, для того, чтобы иметь преимущества при распределении, - или работают по принципу "лишь бы не ругали". Как видим, эти "индивидуалисты" составляют исключение.

Социологи заинтересовались и теми причинами, по которым студенты общественной деятельностью не занимаются. Между прочим, оказалось, каждый третий из них считает, что деятельность эта для студента необходима; большинство оправдывают свое в ней неучастие объективными обстоятельствами, как-то: нехватка времени или то, что им "никто не предлагал" никакого общественного поручения.

"ПРАКТИК" ИЛИ "ТЕОРЕТИК"?

Можно сделать вывод: среди студентов, которые приняли участие в социологическом исследовании, оказались буквально единицы таких, кто не видел бы в общественной работе пользы для себя и для общества. Практически все студенты включают общественную деятельность в систему своих личных ценностей: они считают, что лично им эта работа пригодится, чтобы найти себя, раскрыть свои природные дарования, расширить политический кругозор и даже увеличить круг знакомств.

Другой вопрос, что у некоторых наших молодых людей слова расходятся с делом. Такие студенты признают ценность общественной деятельности чисто теоретически, а на практике от нее "отлынивают".

Да, и такое бывает. Но делать на этом основании выводы, что нынешние студенты, наша будущая интеллигенция, "социально пассивны", конечно, нельзя (с точки зрения буржуазных пропагандистов, это равносильно признанию, что наши молодые люди - такие же "индивидуалисты", как их сверстники на Западе).

Наша печать, как правило, часто пишет о "яростных студенческих стройотрядах", которые и по сей день отправляются на БАМ и другие стройки Сибири и Дальнего Востока, благоустраивают Нечерноземье.

А вот студенческим будням, общественной жизни наших молодых людей внимания порой уделяется куда меньше. Между тем есть на этот счет удивительно точные слова К. Маркса, которые приводит в своих воспоминаниях Поль Лафарг: "Ученый, если он не хочет сам снизить свой уровень, никогда не должен прерывать своего активного участия в общественной жизни и не должен сидеть вечно взаперти в своем кабинете или в своей лаборатории, вроде крысы, забравшейся в сыр..." Иными словами, настоящий интеллигент, хороший специалист должен быть не "кабинетным ученым", а социально активным человеком.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно