Мы продолжаем разговор о "тяжелом металлическом" роке, начатый в "АиФ" N публикацией "Кто и почему слушает "металл".
ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МОЛОДЫХ
Надо признать, что мощный поток зарубежной музыки, проникающий к нам по всем каналам, породил сначала преклонение у части молодежи перед рок-н-роллом, затем перед его трансформациями, а затем и перед "хэви метал".
Обилие групп, разнообразие стилей, образов, имен, направлений внутри "металла" позволяет поклонникам выбирать что-нибудь конкретно для себя в соответствии с настроением, эмоциональным состоянием, возрастом и т. д. Что еще привлекает молодых? в первую очередь это виртуозная игра музыкантов, владение голосом, манера исполнения, плюс отличное качество записи пластинок, кассет, видеоклипов, Профессионально сделанные, психологически точно подобранные концертные программы, где все - от звука до специальных шумовых и дымовых эффектов, самой психологической атмосферы, царящей на огромных стадионах и площадках, - заставляет подпадать под власть этой музыки даже порой и людей равнодушных. Пленяет молодых и красиво разрекламированная жизнь музыкантов, даже упоминания в прессе о различных негативных инцидентах в их жизни не получают желаемой старшими отрицательной оценки. В эмоциях "металлу" также трудно отказать: быстрая ли композиция, медленная, лирическая ли - но всегда страстно, отчаянно, на пределе! И слушателям невольно передается энергия и накал этой музыки, причем у каждого конкретно при этом возникают свои ассоциации, порой самые неожиданные.
Когда говорят о "хэви метал", часто употребляют термин "агрессивный", и тут, конечно, нельзя не вспомнить о таком понятии, вводимом психологами, как "юношеская агрессивность". Ни для кого не секрет, что в юношеском возрасте ребята действительно зачастую становятся раздражительней, нетерпимей и агрессивней. Не этим ли объясняется тот факт, что интерес к "тяжелой" музыке циклично возрастает на протяжении ряда лет? "Боевые" позы музыкантов, оглушающие звуки, бешеный ритм - все это вызывает стабильное неприятие "тяжелой" музыки старшим поколением, но как раз поэтому берется на вооружение юными.
В юном возрасте сильнее всего ощущается стремление к объединению в различные группы, быть "как все", не отстать от друзей, а с другой стороны - желание выделиться среди сверстников. И "хэви метал" как нельзя лучше соответствует этим целям, даже эксплуатирует их. Громкие и запоминающиеся названия групп (их пишут на пластинках и плакатах преимущественно готическим шрифтом), вызывающие у юных любопытство сюжеты с обильным использованием всякого рода ужасов, леденящих кровь, эротика, загробная тематика, а главное - облачение и внешний вид музыкантов - играют в этом отнюдь не последнюю роль.
Известно, что зачастую музыкальный стиль порождает молодежную моду. Поэтому "хэви метал" немалое значение уделяет атрибутике: прическам, цепям значкам, майкам с надписями и портретами звезд и т. д. "Металлиста" трудно спутать с кем-нибудь другим: черные штаны и куртка, браслеты и ремни с металлическими заклепками, всевозможные цепи - это оказалось простым и довольно доступным способом быть непохожим на "массу" и, наоборот, ощущать себя причастным к группе, к "команде", к миру "металла", участвовать в различных сходках, празднованиях, выполнять определенные функции в обществе своих единомышленников. "Металл" стал тем стержнем, вокруг которого, особенно в последнее время, сформировались различные, крайне разнородные слои молодежи.
Длительное замалчивание этой музыки ни к чему не привело: в ход идут магнитофонные кассеты, позволяющие почти мгновенно и повсеместно распространять и тиражировать рок-музыку, и "хэви метал" в том числе. Так что запретный плод вкушался и вкушается, несмотря ни на что, зато увлечение "хэви метал" стало своеобразным знаком отделения и отчуждения юных от мира взрослых. Во всем этом, как это сейчас широко признается, сказались и негативные моменты в работа комсомола по организации работы и отдыха, жизни и учебы молодых.
Важную роль в распространении "металла" играет и желание молодого человека не только самоутвердиться, но и найти героя для подражания. К сожалению, у многих этот герой ассоциируется сегодня с образом этакой сильной личности, супермена, "настоящего мужчины". А этот образ, как известно, всячески пропагандируется "металлической" музыкой. Зачастую именно через нее молодой человек старается найти ответ на, как ему кажется, неразрешимые вопросы своей жизни. Эта музыка служит как бы защитой от различного рода жизненных неурядиц, заменяя порой и друга, и коллектив, да и все остальное. Кто-то начинает жить в нереальном мире - придуманном им мире звезд "хэви метал". Случается, что, сами того не замечая, "бунтари" превращаются в заурядных мещан, а то и в спекулянтов, собирая записи, пластинки, плакаты и журналы, стараясь обогнать друг друга их количеством, щегольнуть при случае услышанной где-то новой информацией, недавно приобретенной пластинкой и т. д.
ИНОЕ ВРЕМЯ - ИНЫЕ ПЕСНИ
Стремление молодежи искать что-то свое, новое - вполне понятно. Это, естественно, касается и музыки. Понять, удовлетворить эту потребность не смогли, посчитав это чем-то второстепенным, "детскими шалостями". И произошло это довольно давно. Надо признать, что старшие братья и даже отцы нынешних школьников сами зачастую воспитывались на англоамериканской музыке, которая и захватила лидерство.
Причисляя себя к "армии металлистов", ребята порой бессознательно протестуют против некоторых ложных стереотипов, устаревших правил и манер. Со свойственной молодости категоричностью они почти напрочь отметают всю критику "хэви метал", воспринимая ее чуть ли не как личное оскорбление. И тут, как правило, разгромные статьи играют противоположную роль. Ведь часто бывает так, что, прочитав какую-нибудь подобную статью о "металле", подросток включает магнитофон и как бы убеждается в обратном. Ведь, как это ни звучит парадоксально, прежде чем попасть в нашу страну, пластинки проходят своеобразный отбор. К примеру, на Западе "металлических" групп - сотни, а слушают у нас - лишь несколько самых сильных, сравнительно интересных и разнообразных. По ним в основном и судят наши ребята о "хэви метал".
Вера в непогрешимость собственных оценок, свойственная молодежи, пренебрежение к одним авторитетам и упоение другими, сопротивление любому, даже малейшему нажиму порождает у "металлистов" неоднозначное отношение к критике. Кто-то спокойно берет информацию на заметку, иных же она доводит до состояния чуть ли не истерии. Об этом красноречиво свидетельствует и почта "АиФ".
Теперь о текстах. Сколько сломано копий вокруг этой проблемы! Как, однако, выяснилось, большая часть молодежи не только не понимает, но и не старается понять, о чем поют те или иные западные группы. (Текстам песен советских групп мы посвятим специальную статью.) Это непонимание содержания песен также, образно говоря, на руку "хэви метал", потому что ребята, судя по письмам, ориентируются в нем лишь в соответствии с личными представлениями или оценками товарищей, не вникая в смысл того, о чем там говорится.
"Хэви метал", таким образом, воспринимается его поклонниками в основном эмоционально и ассоциативно, а не умозрительно: сердцем, а не умом. Тексты в роке типа "хэви метал", считают многие его поклонники, вторичны, они - не главное. Эта точка зрения тоже может стать предметом особого разговора.
Сейчас же нам важно подчеркнуть, что сегодня уже отчетливо видно: рок-музыка стала составной частью жизни многих молодых. Только запретами и высмеиванием вряд ли удастся приостановить ее распространение и влияние. Что же делать?
Окончание следует.