Примерное время чтения: 6 минут
249

Сегодня церковь допускает отступления от своих вековых традиций. Для чего это делается? Модернизируют господа бога

ЛЮБАЯ РЕЛИГИЯ, в том числе и русское православие, располагает довольно разветвленной системой праздников и обрядов, которые веками отрабатывались, шлифовались и внедрялись в повседневную жизнь и быт людей. Чтобы усилить свое влияние на массы, религия широко использовала народные обычаи и традиции, облачив их в мистическую оболочку. Поэтому неудивительно, что все современные религии имеют в своем арсенале довольно красочные церемонии и ритуалы, многообразные праздники и обряды, рассчитанные на то, чтобы сопровождать человека от его рождения до смерти.

В религиозной обрядности церковь активно использует архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, пение. При совершении обрядов религиозные организации прибегают и к другим средствам эмоционально-психологического воздействия на людей, превращая обряды в своеобразные театрализованные представления.

С помощью разветвленной системы праздников и обрядов религия создает стереотипы поведения верующих, которые перерастают в традицию и становятся неотъемлемой частью их быта. Соблюдение религиозных обрядов превращается порой в довольно стойкую привычку. Даже перестав верить в бога, отдельные люди остаются приверженцами церковных праздников и обрядов. "Посещаю церковь, так как мне нравится красочность богослужения", "Ребенка крестили, чтобы не обижать своих старых родителей", "Религиозные праздники отмечаем, потому что так принято у нас в селе" - такие и подобные им мотивы участия некоторых людей в религиозных обрядах встречаются сейчас наиболее часто.

ЦЕРКОВЬ до мельчайших подробностей регламентирует последовательность различных обрядовых действий, строго предписывает их выполнение. Тем не менее в религиозной обрядности наблюдаются новые тенденции и явления. Они проявляются как при отправлении религиозного культа верующими, так и в соблюдении религиозных праздников и обрядов некоторой частью нерелигиозного населения. Несмотря на строгие предписания неукоснительно соблюдать все чинопоследования таинств, церковью допускаются отступления от выработанных веками традиций. Это видно на примере рекомендаций православной церкви, касающихся совершения такого христианского таинства, как крещение.

Разумеется, многие отступления от церковных установлений вызваны условиями существования религии в социалистическом обществе. Так, церковь смирилась с отклонением от православно-канонической формы имени, которое родители дают ребенку при его крещении. Да и сам обряд крещения проводится обычно после регистрации новорожденного в органах загса.

Религиозный обряд крещения церковники используют для психологического давления на молодых родителей. Особенно часто они апеллируют к материнским чувствам и переживаниям, ставя в зависимость от бога здоровье, благополучие и счастье детей.

К сожалению, встречаются молодые родители, которые проявляют мировоззренческую непоследовательность в вопросах религии, хотя и считают себя неверующими. Без особого сопротивления уступая нажиму верующих родственников или идя на поводу обывательского мнения, они дают согласие на крещение своего ребенка.

НАИБОЛЕЕ распространенным, живучим и, заметим, наиболее консервативным религиозным обрядом является похоронный обряд. Но и здесь прослеживаются новые тенденции. Церковь смирилась с тем, что таинство соборования проводится очень редко. Не соблюдается в деталях и православный обряд приготовления тела умершего к погребению, хотя здесь все еще отдается дань религиозной традиции, особенно в сельской местности.

Наблюдается и мировоззренческое переосмысление похоронного обряда. Большинство людей сегодня не связывает отдельные его элементы с идеей потусторонней жизни, а воспринимает как последние почести умершему, привычную форму выражения скорби.

Церковь регламентирует и обычай устраивать поминки по умершему, уходящий своими корнями в глубокую древность, еще в дохристианские времена. Христианская религия присвоила себе этот обычай, освятив его именем бога, придав ему форму своеобразного религиозного обряда. Православная церковь предписывает совершить поминовение умершего на третий, девятый, сороковой день и в годовщину кончины. Но вот что примечательно: поминки, особенно на девятый и сороковой день, устраиваются практически по всем умершим, в том числе и по людям, которые при жизни были атеистами. И организовывают поминки даже атеисты. Разумеется, никакие молитвы при этом не читаются, не соблюдаются и другие предписания церкви, многие даже не задумываются над тем, что в основу поминок положены религиозные установления.

ЦЕРКОВЬ осуществляет свое влияние на отдельные категории людей, особенно молодежь, чаще всего через семейно-бытовую сферу. Некоторых юношей и девушек религиозные праздники привлекают своей бытовой стороной: есть возможность погостить у родителей и близких, пообщаться, отведать различных вкусных блюд.

Кроме того, у некоторых молодых людей появилось своего рода желание выделиться среди окружающих, поступать не так, как принято в нашем обществе. Вот и едут они на своих личных автомобилях из города в сельские - церкви, чтобы там отметить, например, пасхальные праздники, приглашают сослуживцев на рождество отведать "кутьи". Подобная позиция прикрывается рассуждениями о почитании национальных традиций и обычаев, приверженности к духовным ценностям народа, которые, дескать, неоправданно забыты.

К сожалению, в поддержание этого обычая свою лепту вносят и некоторые комсомольцы. Их объяснение подобных поступков особой оригинальностью не отличается. "Готовим гостинцы и вместе с детьми идем к отцу и матери на рождественский вечер. Нельзя не идти, таков обычай. Да и родители обидятся", - заявляют, как правило, молодые люди.

В АТЕИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ необходимо учитывать тот факт, что сегодня церковь маневрирует, предпринимая все возможное в борьбе за выживание. Она идет на любые компромиссы, чтобы сохранить свое влияние на определенную прослойку нашего общества.

Более того, церковь использует каждый наш промах и недоработку в воспитании подрастающего поколения. Ведь не секрет, что в последние годы отмечается отсутствовавший ранее приток молодежи в ряды верующих. Для ее привлечения церковь не гнушается ничем, даже использованием рок-ансамблей во время богослужения (как это делают, например, баптисты).

Учитывая нарастание интереса к национальному достоянию прошлого, в частности к памятникам культового характера, и повышение, соответственно, интереса и к ныне действующим храмам, церковники стараются придать религиозным обрядам особую привлекательность, рассчитывая, что рост активности народа, интереса к окружающей жизни, вызванный перестройкой, позволит церкви приобрести более устойчивое положение в обществе, укрепить свои ряды и тем самым усилить свое влияние в массах.

П. КОСУХА, кандидат философских наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно