Примерное время чтения: 8 минут
92

ИСКУССТВО КИНО. С новых позиций

На вопросы нашего корреспондента В. Волкова отвечает первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР Э. КЛИМОВ.

КОРР. Элем Германович! Наших читателей интересует новая модель советского кинопроизводства, предусматривающая финансирование студий за счет доходов от снятых картин. Спрашивают, нет ли здесь копирования западных образцов? Ведь теперь любая советская студия может обанкротиться, самораспуститься, как экономически несостоятельное предприятие. Согласитесь, что раньше такого быть не могло, даже если студия снимала только плохие ленты. Не приведет ли погоня за прибылью к снижению художественного уровня?

КЛИМОВ. Это опасность реальная, но вполне преодолимая в обстановке гласности. Кстати сказать, здесь и роль критики, прессы должна быть повышена. Кроме того, у нас в кино уже есть определенный опыт организации кинопроизводства и проката на этих условиях. Деятельность Экспериментального творческого объединения под руководством Г. Н. Чухрая показала, что эта опасность во многом мнимая, если делом руководят талантливые и ответственные люди. Тут в полную силу вступает в действие человеческий фактор.

В разработанной нами модели советский кинематограф рассматривается как единая отрасль, объединяющая творческий процесс кинопроизводства и кинопрокат и опирающаяся на государственную форму собственности. Единственным источником дохода (прибыли) студии являются отчисления от проката, выплачиваемые в зависимости от идейно-художественной ценности фильма и количества просмотревших его зрителей. Имеются в виду все формы проката - внутрисоюзный прокат, показ по телевидению, перевод фильма на видеокассеты, продажа его за рубеж. Студия не имеет плановой или сверхплановой прибыли в бытующем ныне понимании. Расходы на ее содержание не включаются в издержки производства. Отчисления от проката, получаемые после достижения рубежа окупаемости, распределяются на поощрительные вознаграждения, расходы по содержанию студии, в страховой фонд проката, образование ее фондов.

Действительно, в случае нерентабельной работы киностудия может быть признана неплатежеспособной. Но она имеет право прибегнуть к ссудам Госбанка СССР (под гарантом Госкино), воспользоваться средствами из кинофонда Союза кинематографистов. Но если и это не даст результата, то студия самораспускается.

Но это не значит, что ее сотрудники станут безработными, как это часто бывает на Западе. При каждом кинообъединении будет свой творческий резерв, в который войдут режиссеры, кинооператоры, редакторы, представители других профессий. На них полностью распространяются все социально-гражданские права и льготы, а именно: участие в творческо-общественной жизни объединения, обеспечение непрерывности рабочего стажа, оплата листов нетрудоспособности и т. п.

Конечно, надо отдавать себе отчет, что даже великолепно организованная и по-новому налаженная производственно-экономическая система сама по себе не может снять все противоречия и самонастроиться на автоматическое воспроизведение шедевров. Фактор человеческий, творческий, нравственный останется важнейшим элементом этой системы. И одна из первейших забот нашего союза - борьба за этот фактор, за высокие творческие, идейно-художественные критерии, за утверждение такой атмосферы, при которой исключались бы делячество, конъюнктурщина, неоправданное захваливание, попытки проникнуть в искусство с черного хода. Новая система, как мы ее себе представляем, призвана активно вовлечь в дело все подлинно здоровые, перспективные творческие силы и отвести рутинное, бездарное, пошлое... В целом она должна помочь каждому жить в искусстве по таланту.

КОРР. Таким образом, модель предполагает и избавление кинематографа от ряда людей, которые проработали в нем подчас долгие годы?

КЛИМОВ. Да, предполагает, если, конечно, тот или иной кинематографист не поймет суть нынешних задач. Ведь возрастет соревновательность, и многие заработают в полную силу (нынешняя система, прямо скажем, позволяет не очень стараться). А кое-кому, видимо, придется сменить профессию... Многие боятся лишиться привычного, удобного, пусть даже плохого, но привычного. Это с полной очевидностью выявилось и в ходе обсуждения модели. Но такое сейчас время: каждому из нас нельзя не думать об общем деле, о кино, о зрителе.

КОРР. Будущее кино во многом зависит от творческих кадров, которых выпускает ВГИК. Но, судя по всему, там сейчас обстановка достаточно серьезная и тревожная?

КЛИМОВ. В борьбе, происходящей во ВГИКе, важно не кто выиграл и кто проиграл. Важно, выиграло ли, дело. ВГИК - дело далеко не частное, это важнейшее, первое звено кинопроцесса, отсюда начинается все. Тревожно, когда этот коллектив стремится бодро рапортовать, что он на верном пути к радикальной перестройке. Хорошо, что там есть люди, понимающие фальшивость такого подхода, ее особенно остро чувствуют студенты. Они обратились к нам с письмом, в котором выразили справедливое недовольство организацией учебного процесса, Наш союз предложил продуманную, объемную программу радикальной перестройки во ВГИКе. Но кто ее будет выполнять... Консервативные силы, прикрываясь демократичными нормами, широко внедряемой выборной системой, пытаются сохранить статус-кво, перекрыть дорогу подлинным изменениям. Это профанация демократии.

ВГИК - одно из ключевых звеньев нашей перестройки, и поражение здесь поставит под большую угрозу перестройку и кинематограф вообще.

КОРР. Интересным начинанием Союза кинематографистов стало создание так называемой "конфликтной комиссии", о деятельности которой уже много писалось. Но нашлись и недовольные, да и просто скептики, считающие, что не ко всем лентам было проявлено одинаковое внимание и в их оценке преобладал субъективизм.

КЛИМОВ. Еще до того, как мы только собирались просматривать ленты, лежавшие на полках 10 и более лет, конечно, предполагали, что некоторые режиссеры будут на нас в обиде. Ведь к своему творчеству далеко не каждый подходит объективно. Критиковать других значительно проще.

Вскоре мы действительно убедились, что, конечно же, не все ленты, снятые с полки, достойны сегодня внимания широкой зрительской аудитории. Все-таки время быстро старит кинокартины, да и не все из того, что просмотрела комиссия, отличается высоким идейно-художественным уровнем. А есть и случаи бесспорные - некоторыми неудавшимися работами засорять репертуар и не стоило.

Вообще, просмотр "опальных" фильмов принес немало неожиданностей. Во-первых, их оказалось значительно больше, чем ожидалось, в том числе работ документальных, публицистичных по духу. Во-вторых, в целом ряде случаев сегодня уже трудно понять, чем же "провинились" те или иные картины и что решило их судьбу - то ли чье-то субъективное начальственное мнение, то ли некие перестраховочные соображения, то ли ведомственная "честь мундира"... В-третьих, обнаружилось, что за минувшие годы наше киноискусство недосчиталось, потеряло не просто какую-то сумму интересных работ, но и работ принципиальных, которые, пожалуй, вправе претендовать на роль головных, открывающих или удачно представляющих то или иное стилевое точение...

Ошибки старого уже исправляются. Вспомним фильмы "Тема", "Покаяние", которые широко идут на экране и тепло встречены зрителем, критикой. И тот и другой фильм стали лауреатами международных кинофестивалей. "Тема" - в Западном Берлине, а "Покаяние" - в Каннах.

Но это только начало. Совместным решением секретариата СК СССР и коллегии Госкино СССР на экран выпускаются "Долгие проводы" К. Муратовой, "Тризна" Б. Мансурова, "Ангел" А. Смирнова, "Родина электричества" Л. Шепитько, "Родник для жаждущих" Ю. Ильенко, "Интервенция" Г. Полоки, "Лес" В. Мотыля... Некоторые из них, не исключено, вызовут разноречивые суждения и неоднозначную оценку критики. Но это вполне нормально. Мы - за такую критику.

КОРР. Пойдут ли в прокате фильмы А. Тарковского, снятые им в те годы, которые он прожил за границей?

КЛИМОВ. Что касается фильма "Ностальгия", то вопрос уже решен положительно. Фильм "Жертвоприношение", снятый в Швеции (переговоры о его закупке заканчиваются), очевиднее всего, тоже увидят наши зрители.

КОРР. А будет ли показан у нас фильм Никиты Михалкова "Очи черные", который он снял в Италии?

КЛИМОВ. Не сомневаюсь в этом.

КОРР. Как развиваются отношения с западным миром кино?

КЛИМОВ. Недавно мне довелось побывать в США и представлять американскому зрителю фильмы наших республиканских студий. Их демонстрация проходила при переполненных залах, что свидетельствует о большом интересе американцев к нашей жизни, о которой они, увы, вынуждены подчас судить по антисоветским кинофальшивкам типа "Красного рассвета", "Рэмбо", "Рокки" и "Америки". Кстати, недавняя наша встреча с американскими кинематографистами была посвящена тому, как мы показываем наши страны в кино. В своих лентах мы никогда не возбуждали ненависть зрителя к американскому народу.

Только что я вернулся из французского города Канны, где был членом жюри международного кинофестиваля. Из встреч и бесед с зарубежными коллегами, зрителями я еще раз понял их огромный интерес к жизни нашей страны, тем значительным переменам, происходящим у нас во всех сферах жизни. Мы - за укрепление творческого сотрудничества с Западом и большие надежды в этом связываем с предстоящим Московским кинофестивалем, где широко будут представлены ленты кинематографистов США, Франции, ФРГ, других стран.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно