Примерное время чтения: 11 минут
107

ВОПРОС - ОТВЕТ. Дискуссии с американскими прокурорами

Недавно Москву посетила делегация генеральных прокуроров 10 американских штатов.

В Прокуратуре СССР состоялась встреча Генерального прокурора СССР А. РЕКУНКОВА с гостями из США. В ней также приняли участие министр юстиции РСФСР А. СУХАРЕВ, директор Института государства и права АН СССР В. КУДРЯВЦЕВ и заместитель председателя президиума Московской областной коллегии адвокатов М. ГОФШТЕЙН. Программой визита также была предусмотрена встреча с председателем Верховного Суда СССР В. ТЕРЕБИЛОВЫМ.

В НАЧАЛЕ БЕСЕДЫ А. Рекунков рассказал об особенностях работы советских правоохранительных органов, о том, что, в отличие от американских прокуроров, советские не избираются, а назначаются. В частности, Генеральный прокурор СССР назначается на 5 лет высшим органом государственной власти - Верховным Советом СССР, которому он подотчетен. Назначение прокуроров других степеней осуществляется Генеральным прокурором СССР и прокурорами союзных республик.

МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ - ПЕРЕДАЧА ПОД ЗАЛОГ?

Члены делегации генеральных прокуроров американских штатов проявили заметный интерес к вопросам совершенствования работы правоохранительных органов и укрепления законности. В частности, генеральный прокурор штата Пенсильвания Р. Зиммерман задал вопрос: будет ли отменено взятие под стражу лиц в ходе предварительного следствия и дана возможность передачи их под залог?

- Однозначно ответить на этот вопрос еще трудно, - ответил А. Рекунков, - так как проекты нового законодательства пока только разрабатываются. Но такая мера пресечения, как содержание под стражей, будет предусмотрена, вероятно, только в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, когда оставлять преступника на свободе в силу тяжести совершенного преступления нельзя. Будут предусмотрены такие меры пресечения, как передача под залог, на поруки родителям или другим гражданам.

БУДЕТ ЛИ ОПУБЛИКОВАНА СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

Генеральный прокурор штата Мэн Д. Тирни отметил, что проблема преступности в Соединенных Штатах очень серьезна и в СССР знают об этом из опубликованной статистики. Есть ли в Советском Союзе статистические публикации о преступности?

На этот вопрос А. Сухарев ответил, что был период, когда на статистику смотрели, как на закрытую зону, и в этом плане даже сложились определенные традиции. Сейчас время другое, и вскоре статистические данные о преступности будут опубликованы, причем еще до отъезда делегации США из СССР (см. "АиФ", N 41 - 42).

Касаясь вопросов взаимоотношения между юристами наших стран, В. Кудрявцев рассказал о сотрудничестве с университетом и школой уголовной юстиции штата Нью- Джерси. В частности, об интересе, который проявляют наши правоохранительные органы к той борьбе с мошенничеством, что существует в американских фирмах. Это особенно важно в связи с началом процесса перехода наших предприятии на самоокупаемость и самофинансирование.

КАК ВЫБИРАЮТ ЗАЩИТНИКА

М. Гофштейн познакомил американских прокуроров с работой адвокатуры, отметив, что, вопреки тому, что говорят в США, адвокат в суде пользуется у нас в стране полной свободой слова. Граждане СССР обладают также и свободой выбора защитника. Они могут приглашать, скажем, для участия в Московском городском суде адвоката из Владивостока. Не лишняя деталь - значительная часть адвокатской помощи оказывается бесплатно.

К ВОПРОСУ ОБ "ОТКАЗНИКАХ"

На встрече в Прокуратуре СССР не обошлось без обсуждения вопроса о так называемых "отказниках". Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Б. Абрамс привел в качестве примера нахождение в местах лишения свободы бывшего гражданина СССР А. Щаранского, ныне проживающего в Израиле. Его арест, как утверждал Б. Абрамс, был связан с желанием выехать из СССР.

- Дело Щаранского рассматривал суд, - ответил Генеральный прокурор СССР, - и если бы я знал, что вы поднимете этот вопрос, я показал бы вам дело, в котором закреплены доказательства его преступной деятельности, ставшие предметом рассмотрения суда.

Что касается "отказников", то выездные визы не даются главным образом по соображениям государственной безопасности.

О ЕВРЕЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

- После второй мировой войны из Советского Союза выехало 270 тыс. евреев, - добавил А. Сухарев. - В частности, за 7 месяцев этого года - 13 тыс. На Западе нередко утверждают, что число лиц еврейской национальности, желающих выехать из СССР, превышает 300 - 400 тыс., не называя при этом источник информации. Укажем, что зачастую тех, кто значится в письмах-приглашениях на выезд, просто не существует, а многие выражают возмущение, когда узнают, что попали в списки якобы желающих покинуть Советский Союз.

Года два назад я посетил один из районов Нью-Йорка, где живут евреи, выехавшие из СССР. Те условия жизни, которые я увидел, иначе как тяжелыми не назовешь. Наш консул сказал тогда, что у него лежат 1300 заявлений с просьбой о разрешении вернуться на родину, в Советский Союз.

Отвечая на вопрос о происхождении цифры, выражающей число желающих покинуть нашу страну, Б. Абраме сказал, что она основывается на количестве приглашений, которые присланы родственниками советских евреев, живущими за рубежом.

В свою очередь А. Рекунков заметил, что многие из тех, кто в годы второй мировой войны уничтожал советских граждан, в том числе и евреев, находятся сегодня в США и что за последние 20 лет лишь два военных преступника были депортированы из США в СССР. А как быть с сотнями других?

НУЖЕН ЛИ МИРОВОЙ СУДЬЯ?

Делегация генеральных прокуроров побывала в Тбилиси, где состоялись встречи и беседы в Президиуме Верховного Совета Грузинской ССР и в Прокуратуре Грузии. По просьбе американцев им была предоставлена возможность посетить одно из исправительно- трудовых учреждений МВД Грузинской ССР в Рустави.

После посещения Ленинграда, где гости побывали в Ленсовете и прокуратуре города, в Москве состоялась встреча американских прокуроров с председателем Верховного Суда СССР В. И. Теребиловым. Многие вопросы американцев касались проблем, связанных с работой судов и других правоохранительных органов. Так, генеральный прокурор штата Вашингтон К. Эйкенберри поинтересовался, каким образом можно снизить загруженность судов.

- Многие хозяйственные руководители переоценивают судебные средства борьбы с правонарушениями, - сказал В. Теребилоз. - Думаю, было бы полезным лишить их возможности направлять в суды такие материалы, которые можно решать в дисциплинарном порядке или общественными организациями.

Интересна и идея о возрождении института мировых судей.

Можно представить себе, насколько снизится загруженность судов, если, например, в селах будут выбирать мировых судей из числа наиболее почтенных и авторитетных местных жителей и поручать им рассматривать случаи тех малозначительных правонарушений, которые сейчас передают в суд.

К. Эйкенберри проявил интерес к тому, какими критериями руководствуется Верховный Суд, когда отбирает дела к рассмотрению.

- Если дело касается нескольких союзных республик, то оно передается в Верховный Суд, как в случае с М. Рустом, нарушившим законы Эстонии и РСФСР, - пояснил председатель Верховного Суда. - Кроме того, мы вправе брать на рассмотрение любое дело, имеющее общегосударственное значение. К примеру, в случае с особо важными должностными лицами, как это было с бывшим зам. министра внешней торговли СССР Сушковым или с заместителем Председателя Совета Министров Молдавии Вышку.

ПЕРЕСТРОЙКА И ЗАКОН

Д. Тирни, генеральный прокурор штата Мэн, интересовался, влияет ли перестройка на изменения в судебной системе, на взаимоотношения между судом, прокуратурой и адвокатурой.

Ответ на этот вопрос в настоящее время является дискуссионным, поэтому председатель Верховного Суда СССР ответил на него, сославшись на свою личную позицию.

Для того чтобы обеспечить правосудие на более высоком уровне, сказал т. Теребилов, целесообразно реорганизовать следственный аппарат, который готовит материалы для суда. В частности, было бы наиболее правильным разделить деятельность прокурора и следственного аппарата. Если человек возбуждает дело, дает санкции на арест и при этом руководит следователем, его объективность в суде, по всей вероятности, может не быть стопроцентной, так как над прокурором могут довлеть материалы предварительного следствия. Так что в ходе перестройки судебной системы было бы целесообразным отделить большую часть следственного аппарата от прокуратуры, оставив, впрочем, небольшую группу следователей для расследования особо важных дел.

Кроме того, надо усилить роль адвоката на этапе предварительного следствия. Сейчас адвокат вступает в дело, когда оно закончилось. Только в некоторых случаях, с согласия прокурора, присутствие адвоката возможно с момента предъявления обвинения. Такое право не должно ограничиваться некоторыми случаями. Оно должно быть у обвиняемого с момента предъявления обвинения.

ИСПРАВЛЕНИЕ - ЧЕРЕЗ ТРУД

- Как бы ни работало предварительное следствие, прокуратура, суд и адвокатура, без хорошей работы исправительно-трудовых учреждений результатов не добиться, - продолжал В. И. Теребилов.

- Во многих странах мира в этом отношении существует разная практика. Я сторонник того, чтобы в местах лишения свободы наказанные лица занимались напряженным трудом. Разумеется, речь идет не о каких-то "каторжных" работах. Но я не совсем понимаю такого положения: в Финляндии, например, меня привезли на остров, со стоящими на нем несколькими коттеджами. Рядом с ними загорелые молодцы играли в настольный теннис - это, оказывается, и были отбывающие наказание. В Швеции, когда мы зашли в одно из мест лишения свободы, заключенных просто не оказалось - шведы с гордостью сказали мне, что они находятся на занятиях в университете.

На мой же взгляд, в учреждениях подобного типа должно быть трудовое воспитание и учеба, разумеется, при обязательном соблюдении законности в условиях содержания в колонии.

НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ ИЛИ ПРИСЯЖНЫЕ?

Сейчас в стране развернулась острая дискуссия, касающаяся народных заседателей. Каждое дело, как известно, рассматривается судьей и двумя народными заседателями, которых у нас в стране более 800 тысяч. Ссылаясь на имеющиеся недостатки в работе судов, некоторые журналисты и специалисты усиленно предлагают возвратиться к институту присяжных заседателей. Но это, надо полагать, вряд ли поможет делу.

Институт присяжных в России выглядел так. 8 - 12 присяжных решали вопрос: виновен или нет человек, заслуживает он снисхождения или не заслуживает? Потом дело переходило к профессиональному судье, который решал, как квалифицировать преступление, какое назначить наказание.

Предложение о введении института присяжных мотивируется тем, что судья в отдельных случаях может оказывать давление на заседателей и добиваться своего решения. Но не проще ли в этом случае избирать, судей из людей достойных, а народных заседателей с достаточно крепкими волевыми качествами?

В большинстве случаев в судах рассматриваются несложные дела, к примеру, о простых кражах, в которых сам подсудимый зачастую не отрицает своей вины. Зачем в этом случае 12 присяжных? В качестве компромисса стало бы возможным такое решение, когда при рассмотрении некоторых, особо опасных преступлений увеличить число заседателей до 4 - 6 человек. Дальнейшее увеличение количества уже не будет переходить в качество. Однако даже при таком варианте число народных заседателей по всей стране возрастет до нескольких миллионов, и все эти люди будут оторваны от основной производственной деятельности.

Так что существующая сейчас система, когда эти вопросы решаются тремя судьями, подходит нам, на мой взгляд, больше.

ЕЩЕ РАЗ О "ПОЛИТИЧЕСКИХ" ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Не совсем в духе дискуссии, в которой обсуждались проблемы, представляющие профессиональный интерес для обеих сторон, Б. Абрамсом, генеральным прокурором штата Нью-Йорк, вновь, как и на встрече в Прокуратуре СССР, был задан вопрос об освобождении так называемых "политических" заключенных. Были упомянуты "Организация за соблюдение хельсинкских соглашений" и "Международная амнистия", которые следят за тем, что происходит в Советском Союзе. Этими организациями указывается, что, несмотря на то что в начале этого года около 200 таких заключенных было освобождено, в местах лишения свободы все еще остается несколько сот человек, утверждал Б. Абраме.

- Эти две организации известны своими антисоветскими взглядами, - ответил В. И. Теребилов. - Что касается упомянутых лиц, отбывающих наказание за совершение уголовных преступлений, то большая часть из них - те, кто подал заявления, - были помилованы в начале года. Это около 200 человек, но несколько человек, возможно не подавших заявление, все еще находятся в заключении, и вопрос о них будет решаться в порядке общей амнистии, которая проводится сейчас в связи с 70-й годовщиной Октябрьской революции.

О КОНСТИТУЦИОННОМ НАДЗОРЕ

Касаясь вопросов взаимоотношения исполнительной и законодательной власти в США, в частности, возможных разногласий между ними, генеральный прокурор штата Монтана М. Грили сказал, что высшей инстанцией для разрешения подобного спора является в США Верховный суд. Как такие вопросы решаются в СССР?

- За 200 лет существования Конституции США Верховный суд рассматривал очень мало таких дел, - напомнил В. Теребилов. - У нас в стране не придерживаются теории разделения власти. Я, однако, сторонник того, чтобы наделить Верховный Суд СССР некоторыми функциями конституционного надзора.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно