Мы встретились с и. о. Генерального прокурора России Алексеем ИЛЬЮШЕНКО, чтобы поговорить о положении дел с преступностью в стране.
"pre" Число заключенных на 100000 человек
Россия 558 США 519 ЮАР 368 Сингапур 229 КАНАДА 116 Германия 80 Япония 36 Индия 23 По данным журнала "U.S.NEWS" "/pre"
- Алексей Николаевич, по официальной статистике в российских тюрьмах находится больше преступников, чем в любой другой стране, но еще больше, похоже, гуляют, разбойничают на свободе, не боясь "стражей порядка". Скажите честно: насколько коррумпированы наши правоохранительные органы?
- В настоящее время по России в общей сложности расследуется порядка 30 уголовных дел в отношении сотрудников милиции, обвиняемых во взяточничестве и иных должностных преступлениях. Подобные факты есть и в прокуратуре. На днях к уголовной ответственности за взяточничество привлечены сотрудник Генеральной прокуратуры и работник прокуратуры города Москвы.
- Рыба гниет с головы. Но хоть сейчас-то вы кого-нибудь серьезно наказали или вновь поставили "на вид"?
- За ослабление прокурорского надзора освобождены от работы заместитель прокурора столицы Ю. Смирнов, бывший заместитель прокурора города Е. Лисов, В. Ненашев и В. Юнин. Освобожден от должности начальника отдела Генеральной прокуратуры П. Вилков, непосредственно отвечавший за состояние следствия в столичной прокуратуре.
- В чем причины такого бардака в Москве - со взрывами, заказными убийствами, бандитскими разборками и проч.?
- Причин здесь несколько. Объективные - особое положение столицы как центра банковских, коммерческих и торговых структур. Это влечет сюда не только законопослушных граждан.
К субъективным я бы отнес в первую очередь серьезные недостатки в работе правоохранительных органов столицы.
В текущем году приостановлено за нерозыском и неустановлением преступников 459 дел об убийствах. В ходе проверки в Бюро судебно-медицинских экспертиз обнаружено 1710 невостребованных актов судебно-медицинского освидетельствования о фактах насильственной смерти. По ним, несмотря на криминальные обстоятельства гибели людей, уголовные дела не возбуждались. Пропали 2,7 тыс. москвичей, которые выбыли с приватизированной жилой площади, а по новым адресам не объявились.
О беззащитности российских граждан можно судить опять же по Москве - городу, где сосредоточены, как кажется, наиболее квалифицированные правоохранительные подразделения. Из поступивших в правоохранительные органы за последние полтора года почти 1800 заявлений граждан о вымогательстве, захвате заложников и иных тяжких преступлениях законные решения приняты только по 51. Прокуратура города контроля за результатами рассмотрения указанных заявлений и жалоб организовать не сумела. Представляете, что происходит вдали от "царева ока"?
- Чем отличается нынешняя прокуратура от советской и царской? И вообще - что вы можете?
- Известно, что Петр I учредил в России этот институт для укрепления принципов государственности, строгого надзора за соблюдением его указов. Права у первого генерал- прокурора П. Ягужинского были, без преувеличения, огромные, что нравилось не всем.
Было горько смотреть, как власти 270 лет разваливали прокурорскую систему, сужали ее полномочия. И прокуратура продолжала сдавать позиции. Вряд ли кто скажет, что улучшилась работа судов, "наконец-то освободившихся от прокурорского надзора". Говорили о независимом суде, а получили бесконтрольный суд. С поразительной легкостью суд выпускает на свободу людей, совершивших тяжкие преступления, которые тут же скрываются от следствия. Прокурорскому опротестовыванию такие судебные постановления не подлежат...
Теперь о том, что мы можем. Даже при усеченных полномочиях прокуратура продолжает оставаться реальным гарантом защиты прав граждан. Мы привлекаем виновных к ответственности, восстанавливаем нарушенные права людей и пытаемся поддерживать режим законности в стране.
- В это трудно верится. Даже в Москве, под носом, нет покоя. Что же говорить о других территориях России! Недавно совместно с МВД РФ вы рассматривали деятельность московской прокуратуры. Хотите снять прокурора Москвы Пономарева? Так за что: за преступность или его политические пристрастия? Говорили, что он не принял предложения Президента стать Генеральным прокурором РФ во время октябрьских событий 1993 года; что готовился стать прокурором в случае прихода к власти Руцкого...
- При чем тут политика? Если вы считаете, что криминогенная ситуация настолько "благополучна", что не требует от меня вмешательства, то о чем нам говорить? Кстати, сам Пономарев справедливости выводов проверяющих не оспаривает.
К сожалению, зачастую наши прокуроры оказываются на месте происшествия последними, когда там все закончено, убраны погибшие, разошлись очевидцы. Только в ходе последней проверки нами было возобновлены следствия по 1215 делам об умышленных убийствах, приостановленных преждевременно, до принятия всех возможных мер к раскрытию преступлений. Это прежде всего касается тех самых "заказных убийств" и уничтожения людей при всевозможных "разборках" преступных групп между собой, а также преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, где очень низкая раскрываемость.
- Прокурор - имя почти нарицательное. Кто он - человек или характер? Кто, по- вашему, был настоящим Генпрокурором - Степанков, Сухарев, Рекунков, Вышинский?
- Я убежден, что в прокуратуре могут работать только волевые люди, обладающие достаточно твердым характером. Прокурор должен быть зависим только от закона. И для этого требуется характер.
О бывших руководителях прокуратуры. При Рекункове прокуратура была сильным надзорным органом, который успешно действовал е тех сложнейших условиях. Он не боялся ответственности за принимаемые решения.
- Сколько преступных группировок действует у вас под боком?
- По оперативным данным, только в столице продолжают действовать почти 400 организованных преступных группировок.
- Известны ли их лидеры?
- Да. Известно также, что они контролируют в Москве почти 400 банков, акционерных обществ и разного рода предприятий.
- Очевидно, теперь будет уволен с должности главный московский прокурор?
- Нет, не будет. Предоставим Г. Пономареву время, посмотрим, как пойдет устранение недостатков. Ну а через год вернемся к этой проблеме. Если изменений к лучшему не произойдет, тогда придется решать вопрос о пребывании Г. Пономарева в должности.
- А за это время наемные убийцы покончат еще с десятками людей?!
- Я не могу прогнозировать. "Заказные убийства" раскрываются очень плохо. Из 63 пока не раскрыто 46. В таком же состоянии 131 из 155 убийств, совершенных при "разборках" преступных групп.
- Вы считаете реальным накинуть узду на организованную преступность?
- Могу ответить однозначно: никакой оглядки на политическую конъюнктуру не допущу. Если мы добросовестно будем выполнять возложенные на нас задачи, то основным местом пребывания преступника станут скамья подсудимых и нары.