ОТ ТОГО, насколько успешно будет проведена судебная реформа, зависит правовой статус страны. Одним из самых спорных моментов реформы стал вопрос о передаче функций прокуратуры в ведение судов. Свою точку зрения мы попросили высказать первого заместителя прокурора г. Москвы Юрия СИНЕЛЬЩИКОВА.
-ЦЕЛЬ предстоящих изменений - привести УПК РСФСР в соответствие с Конституцией РФ. Речь прежде всего идет о нормах ст. 22 Конституции, согласно которым санкцию на арест и содержание под стражей дает суд, а не прокурор. Причем до решения суда человек может быть задержан на срок не более чем 48 часов, сейчас - 72 часа. Я категорически не согласен с подобными изменениями и считаю, что нынешний порядок заключения под стражу более демократичен, чем предписанный Конституцией. Во-первых, при решении вопроса об аресте прокурор вместе с материалами дела самолично допрашивает обвиняемого. Мы проверяли работу 8 районных прокуратур и выяснили, что некоторые прокуроры по 20-30% постановлений милицейских следователей отказывают в санкции на арест. Во-вторых, сейчас решение прокурора не является окончательным, так как либо арестованный, либо защитник могут его обжаловать в суде. Не позднее чем через трое суток судья выносит вердикт. В случае, если санкцию будет давать суд, обжаловать ее можно будет только в вышестоящем суде. Россия - это не Бельгия, которую за несколько часов можно проехать на машине. Добраться из удаленного уголка в областной центр - проблема. Весь процесс в этом случае займет не меньше месяца, а человек будет томиться в тюрьме.
- А как вы относитесь к сокращению срока задержания?
- Сокращение срока до 48 часов, я уверен, приведет к злоупотреблениям на стадии предварительного следствия. Даже сейчас, когда срок больше, следователь не успевает провести все необходимые мероприятия. Например, в случае убийства нужно потратить несколько суток на осмотр места преступления, собрать вещественные доказательства, провести судмедэкспертизу трупа, оформить задержанного, вызвать защитника и т. д. Пытаясь продлить срок, зачастую оперативные работники и следователи идут на злоупотребления - оформляют задержание несколькими часами, а то и днями позже. Подозреваемый бесправен. Ему не только пищи не дают, его приковывают наручниками где-нибудь в подвале или в коридоре к трубе или он сидит в "обезьяннике". Именно к этим людям чаще всего применяют насилие. Уверен, что с сокращением срока задержания эти нарушения станут чаще.
- Какие нарушения в органах внутренних дел выявлены прокуратурой в последнее время?
- Самые распространенные - укрытие преступлений от учета, затем идут случаи рукоприкладства и недозволенного насилия в отношении граждан, дальше - коррупция, взятки, поборы. Встречаются случаи, когда проводятся незаконные обыски, без законного основания изымают имущество у торговцев и предпринимателей. 10-15 лет назад такого не было.
Несмотря на то что разрешение на обыск дает прокурор (за полгода в Москве было выдано 5700 санкций), закон допускает (в экстренных случаях, например, надо срочно обыскать квартиру, где скрылся преступник) несанкционированные обыски. За полгода их провели около 800. Но мы знаем, что некоторые из них были незаконными, т. е. не было необходимости в их экстренном проведении. Такие обыски проводятся не только, чтобы набить себе карманы чужим имуществом, но и показать видимую активность. Например, обыск трехкомнатной квартиры длится всего 40 минут. С злоупотреблениями в милиции прокуратура активно борется - так за полгода восстановлено на учет 2810 преступлений, которые не были зарегистрированы работниками органов внутренних дел. Как правило, это те преступления, по которым не было подозреваемых. Получив заявление, недобросовестный сотрудник не регистрирует его, чтобы не заниматься раскрытием и чтобы ведомственную статистику раскрываемости "отмарафетить". Прокуратурой возбужден целый ряд уголовных дел по факту сокрытия таким путем преступлений. В этом году за нарушения по службе были привлечены к уголовной ответственности 105 работников органов внутренних дел. По нашим представлениям в дисциплинарном порядке уже наказано свыше 800.
- С МВД - понятно, а как обстоят дела с московскими чиновниками, которые далеко не безупречны?
- Если вы смотрели статистику, в целом, в столице наблюдается сокращение преступности в этом году, но растет "бело-воротничковая преступность" - коррупция, взятки. Однако в большинстве случаев факт дачи взятки чиновнику остается незафиксированным, мы знаем только о 2-3% таких преступлений. У нас чуть не половина дел по взяткам возбуждается в отношении работников органов внутренних дел. Происходит это не потому, что там больше всего взяточников, просто в правоохранительных органах есть служба собственной безопасности, которая делает свое дело. А вот взятки в госаппарате выявляются весьма редко, хотя коррупция там процветает. У нас в производстве есть дела на уровне заместителя префекта, заместителя главы управы... Но, наверное, взятки берут и чиновники выше. Для того чтобы с этим бороться, надо в корне менять законы и делать так, чтобы чиновник был "прозрачным". Вот - доходы, вот - расходы, вот как я живу, вот что я имею. Я не говорю, что нужен тотальный контроль за всем российским населением, за чиновниками - нужен. Приходишь на службу - подписывай соответствующее соглашение: я дозволяю контролировать свои дела, свою домашнюю экономику. Не дозволяешь - не приходи на работу в госаппарат.
- Но разве такой закон пройдет?
- Нет, конечно...