Среди капиталистических стран, активно использующих спорт в политических целях, "пальма первенства" принадлежит Соединенным Штатам. Спорт в Америке издавна преподносится как своего рода вторая религия. Не случайно в выходные дни многие американцы в первую половину дня посещают церковь, а вторую - отдают спорту.
КАЖДЫЙ ВТОРОЙ - ЗРИТЕЛЬ
В 70-х гг. в США и других странах Запада активизировалось использование спорта для идеологической обработки массового сознания. Здесь на первый план вышли не столько сами занятия спортом, сколько их зрительское восприятие.
В 1985 г. почти половина американцев посетили в качестве зрителей те или иные спортивные сооружения. По некоторым данным, "средний" житель США уделяет просмотру спортивных телепрограмм не менее 7 часов в неделю. Годовой объем таких передач по каналам трех американских национальных телекомпаний превышает 1,5 тыс. часов (с учетом "местных" телекомпаний это число возрастает в несколько раз).
Пропаганда "через спорт" привлекает ее творцов как массовостью аудитории, так и притягательностью и доступностью такой пропаганды для восприятия. Красочные церемонии, проводимые на полях во время самых популярных соревнований - по американскому футболу, бейсболу, хоккею и т. п., часто служат для идеологического и политического воздействия на зрителей. Например, перед началом большинства соревнований исполняется гимн США, а финальные матчи на Суперкубок по американскому футболу сопровождается выносом на поле звездно-полосатого флага.
ЧЕМПИОНЫ "РАБОТАЛИ" НА ХУНТУ
Соревнования на Западе нередко становятся местом проведения и прямых политических акций. Так, проходивший в 1982 г. в Детройте финал Суперкубка дикторы стадиона и телекомментаторы сопровождали призывами к "солидарности с борющимся польским народом". А в 1985 г. в Торонто на матче московского "Динамо" с хоккейной командой "Торонто мейпл лифе" имела место попытка разжечь у зрителей вспышку антисоветских настроений. Поводом для провокации послужили события, связанные с нарушением воздушной границы СССР южно-корейским самолетом, в сентябре 1983 г. (подробнее см. "АиФ", N 26, 1985).
Стремление "властей предержащих" получить политические дивиденды от спорта типично не только для североамериканского континента. Победы команды Бразилии на чемпионате мира по футболу в 1970 г., Аргентины - в 1978 г. использовались тогдашними военными правительствами обеих стран для укрепления своих позиций.
В то же время, спортивные соревнования часто дают возможность проявления определенной оппозиции правящему режиму, притом безопасной. Так, известный на Западе обозреватель Д. Шоу отмечал, что недовольство властью Франко в Испании выливалось в поддержку футбольных команд "Барселоны" и "Бильбао", представлявших соответственно Каталонию и страну Басков. Ненавистный режим здесь олицетворял мадридский "Реал", считавшийся "командой Франко".
С. ГУСЬКОВ, кандидат исторических наук