Примерное время чтения: 7 минут
267

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Le Monde. Как делают газету

Ежедневная вечерняя французская газета "Монд" считается одной из наиболее информированных и влиятельных буржуазных газет. Как работают западные журналисты, в какой степени ориентируются они на интересы рядового читателя, что определяет "лицо" издания? Об этом беседа "АиФ" с заместителем заведующего международным отделом газеты "Монд" А. ЖАКОБОМ, посетившим нашу редакцию.

ЖАКОБ. В отличие от вашего еженедельника (газета "Монд" рассказывала об "АиФ" 4 ноября 1987 г. - Ред.) наша газета ежедневная, и мы должны освещать текущие события, например, рассказать об официальном визите того или иного государственного деятеля.

Передовая статья всегда посвящена какому-либо международному вопросу и отражает мнение газеты. Передовицу лично просматривает директор газеты.

Кроме того, у нас есть статьи, которые, как мы считаем, полезны для газеты. Во-первых, это журналистские расследования, например, нашумевшее дело "Гринпис", которым занималась наша газета. Во-вторых, темы менее актуальные, но из числа тех, на которые мы считаем нужным обратить внимание читателя.

"АиФ". Какие проблемы вы обсуждаете на редакционных совещаниях?

ЖАКОБ. Рабочий день во всех отделах, в том числе и в нашем, иностранном отделе, мы начинаем в 7 часов утра. Вначале знакомимся с новостями, поступившими из агентств печати, просматриваем утренние газеты, связываемся по телефону с корреспондентами, которые делают заявку на материал.

В 7.25 - начинается совещание и каждый объявляет, что у кого произошло в "его" регионе: в США, Южной Америке, Африке, Советском Союзе и т. д. И тогда мы определяем, - что может подождать и что следует давать в ближайший номер.

"АиФ". А кто ставит последнюю точку?

ЖАКОБ. Директор и заведующие отделами. Они же на своем совещании решают, что идет на первую страницу, на какую тему будет передовица. Затем каждый руководитель возвращается к своим сотрудникам и объявляет результаты "забега", как мы это называем.

"АиФ". Не получается ли так, что собираются, как вы говорите, десять умных голов, со своей политической платформой и решают, что публиковать и что придержать? Таким образом, газета выражает в какой-то степени только настроения этих десяти умных голов, не считаясь с тем, что интересует читателей и как на это читатели реагируют? Сколько писем вы получаете?

ЖАКОБ. Сказать трудно, но не очень много: менее 100 в день. У нас сейчас не получается хорошей рубрики "Письма читателей". Мы публикуем 1 - 2 письма в номере, но этого недостаточно.

Хочу ответить на ваш вопрос, что интересует читателей. У нас традиция - мы делаем газету такой, какой, как мы считаем, она должна быть и не обязательно такой, какой ее хочет читатель.

Французы, как, впрочем, люди и в других странах мира, меньше интересуются внешней политикой, чем внутренней. Тем не менее - и это наш принцип - мы даем в основном информацию о международных проблемах. Мы считаем, что нужно писать, скажем, об Анголе или Кении, и мы пишем об этом, хотя от французов это очень далеко. Мы считаем своим долгом информировать читателя на эту тему.

"АиФ". Сколько читателей у газеты "Монд"?

ЖАКОБ. Тираж нашего издания - 450 тыс. экземпляров. Мы считаем, что это представляет около миллиона читателей, так как каждый номер читает два-три человека. Для финансового равновесия нам нужно еще 50 - 60 тыс. и больше.

Падение тиражей - важнейшая проблема французской прессы. Французы все меньше и меньше читают, особенно ежедневные газеты. Наш тираж достиг максимума в 1978 г. и постоянно колеблется: каждое крупное, важное событие дает нам новых читателей. Когда одно время тираж упал до 400 тыс., ситуация стала просто драматической. Сейчас она постепенно исправляется.

"АиФ". Идет ли основной тираж в розничную продажу или подписчикам?

ЖАКОБ. Число подписчиков относительно стабильно - около 80 тыс. Во Франции большая часть тиража газет поступает в розничную продажу. Поэтому у нас один подписчик на четыре-пять номеров, реализуемых в розницу.

"АиФ". Отдает ли газета предпочтение какой-либо партии?

ЖАКОБ. Нас обычно считают левоцентристами. Можно сказать, что это так. Газета стремится быть объективной, но перед последними выборами президента в 1981 г. директор газеты высказался за Миттерана, правда, подчеркнув, что это его личное мнение. Мы решительно против "Национального фронта" (профашистской партии. - Ред.). Но мы и не близки к коммунистической партии.

"АиФ". Сколько получает журналист среднего уровня, проработавший в газете, скажем, 5 лет?

ЖАКОБ. Это зависит от финансового положения газеты. Были драматические ситуации, были трудные времена, когда зарплата долго не менялась, а работы становилось все больше. Сейчас ситуация чуть получше, средний оклад составляет примерно 15 тыс. франков (минимальная заработная плата во Франции составляет около 5 тыс. франков в месяц. - Ред.). Правда, при этом журналисты не получают гонорары за свои материалы.

"АиФ". Расскажите, кто и как становится журналистом во Франции. Как вы пришли в журналистику?

ЖАКОБ. Я получил высшее образование, окончил институт политических наук и одновременно факультет права Парижского университета. После окончания университета мне предоставили стипендию на один год для обучения в США, затем служил в армии во время войны в Алжире. Когда я вернулся из армии, пошел к тогдашнему директору "Монд", сын которого когда-то учился вместе со мной в университете. Мне повезло: я возвратился из Алжира, а газете нужен был кто-то, кто бы занимался Алжиром. Я начинал с репортажей об Алжире. Для молодого журналиста это было потрясающе, потому что со своей темой я часто попадал на первую полосу.

Потом я был корреспондентом в Лондоне. После Лондона - Москва. После Москвы - Пекин.

С Москвой у меня связаны особые воспоминания. В Москве я познакомился с французской студенткой, которая училась здесь, совершенствовала русский язык. Она помогала мне переводить книги с русского языка и... стала женой. У нас три дочери: Маша, Леля и Анна. Сейчас моя жена преподает французский в средней школе в Париже. К сожалению, для преподавателя русского языка во Франции трудно найти место.

"АиФ". Что вас, как отца трех дочерей, больше всего волнует?

ЖАКОБ. Прежде всего их моральное воспитание. Конечно, я беспокоюсь, когда они гуляют где-нибудь одни. Меня волнует, как они отнесутся к такому чувству, как любовь, какой попадется им муж. Пока они еще не определились, какую выбрать профессию. А профессия необходима, ведь сейчас во Франции большинство женщин работает. Но главное все-таки - моральное воспитание. О наркомании мы говорим с ними систематически. Когда по телевидению идет передача о наркомании, мы говорим: "Смотрите, это опасно".

* * *

Ложка дегтя по-французски

В начале ноября 1987 года газета "Монд" поместила статью о демократизации и гласности в СССР. В основу этого достаточно объективного, взвешенного материала были положены встречи специального корреспондента "Монд" с главными редакторами нескольких советских периодических изданий, в том числе и "АиФ".

Правда, к сожалению, не обошлось и без традиционной дани устаревшим стереотипам: материал сопроводили карикатурой, которая никак не вяжется ни с духом статьи в "Монд", ни с действительным развитием гласности и демократизации в нашей стране.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно