Протекционизму - решительный бой
ОДНА из чувствительных болячек нашего общества - протекционизм. На протяжении многих лет он проник практически во все сферы нашей действительности, пустил глубокие корни, приобрел изощренные формы, стал в представлении некоторой категории людей нормой при решении жизненных вопросов. Придумали даже выражение на этот счет - "по блату".
Протекционизм осужден нашей партией. Но, как видно, одного осуждения недостаточно. До тех пор, пока продвинувшиеся в свое время по протекции и теперь тянущие за собой себе подобных занимают свои кресла, не будет у нас никакой перестройки. Ведь они уже приспособились к новым условиям и нелегально ведут работу жуков- точильщиков, оставляя форму и выхолащивая содержание. Иначе в сложившейся ситуации они поступать и не могут. Одни не умеют работать, как теперь требуется. Другие не хотят морочить себе голову на старости лет. Третьим это невыгодно по разным другим мотивам.
Протекционизм опасен многими аспектами. Ну хотя бы потому, что он, исключая принцип равных возможностей, возводит глухую стену перед работником, потенциальные возможности которого значительно выше, чем у того, кто занимает место "по блату". Известно и то, что криминальные акции с целью наживы зачастую совершаются в условиях процветающего протекционизма группой взаимосвязанных людей, стоящих или сидящих на разных ступенях, поддерживающих друг друга и пользующихся взаимными небескорыстными услугами.
Двух мнений быть не может. С протекционизмом необходимо бороться не только сверху, но и снизу, обязательно с привлечением всего трудового коллектива и особенно его партийного авангарда, знающего, кто есть кто. Это и будет одним из параметров углубляющейся демократизации и гласности в обществе.
П. Бабалянц, кандидат технических наук, Ереван
* * *
Освободить руководителя от опеки!
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ из вышестоящей организации на нас обрушилось такое обилие приказов, решений, указаний, что невольно думаешь, будто каждый, боясь попасть под сокращение штатов, стремится создать видимость своей активной деятельности, предельной загруженности работой.
Регламентируется вся организация производственного процесса, хотя мы работаем на хозрасчетном предприятии.
Не принимается во внимание, что руководители по должности обязаны "обеспечить, организовать, проконтролировать...", а главное - отвечать за результаты труда.
Нас лишают права решать, пытаются заставить безропотно исполнять.
Приходится постоянно искать выход, как отбиться от такой опеки, найти время для работы. Нашла. Днем отписываюсь, вечерами, ночами, выходными - делаю расчеты, готовлю материалы. Но сколько так может продолжаться? Надоело и мне, и семье. Порывалась пробиться в Киев на прием к руководителю ведомства, но с голыми руками не пойдешь, а собрать документы - нет времени. Пригрозила (дело, увы, дошло до крика с обеих сторон) добиться компетентной комиссии, чтобы дали заключение о методах нашей работы и целесообразности их приказов. Добилась временного затишья. Но не надолго. Вернулись из летних отпусков и опять все закрутилось.
Э. Руденко, Симферополь
* * *
Живуч перегибщик
ЕСЛИ ПЕРЕГИБЫ, допущенные на заре Советской власти, даже в годы коллективизации, можно чем-то оправдать, то живучесть их в наше перестроечное время ничем нельзя ни оправдать, ни объяснить.
Партия провозгласила курс на преодоление пьянства и чрезмерно рьяные "исполнители" перегибом в сторону "запретительства" загнали болезнь вовнутрь.
Под лозунгом борьбы с нетрудовыми доходами страдают и те, чьи доходы были самыми что ни на есть трудовыми. И примеры эти можно продолжать, к сожалению, долго.
Я себе так представляю коллективный портрет современного перестраховщика, перегибщика. Это заурядные, бездумные исполнители с лакейской психологией. Занимаемым в обществе положением никогда не довольны, так как достоинства свои переоценивают в кратных размерах. Повседневный, кропотливый труд вряд ли подходит им в качестве фундамента для служебной карьеры. Поэтому каждая кампания для них - уникальный шанс отличиться, всплыть на волне конъюнктуры, любой ценой утвердить за собой авторитет рьяного исполнителя директив. Риск за неправильный выбор методов и средств, за перебор в усердии, за последствия "перегиба" в целом сведен практически к нулю. Бояться абсолютно нечего, так как в крайнем случае пожурят, потому что он заранее сумеет "покаяться", сказать, что-де в "революционном" пылу чистосердечно заблуждался.
Это только штрихи к портрету противника перестройки, другие читатели его дополнят. Его станут узнавать, и как социальный тип он будет менее опасен нашей перестройке.
З. Дзарахохов, Каунас
* * *
Не противостоять, а объединять
ПРЕДЛАГАЮ ПО-НОВОМУ взглянуть на извечную проблему отцов и детей. Смена поколений естественна и неотвратима, этому процессу надо не противостоять, а упорядочить его в части передачи прав и ответственности. На своем жизненном опыте я убедился, что молодой человек к 16 годам получает достаточный опыт для правильного выбора своего поведения, в 20 - может успешно организовать и направлять групповую деятельность. К 30-ти годам, а некоторым и раньше можно доверить руководство деятельностью коллектива предприятия или организации. Примеров, подтверждающих это, вполне достаточно.
Все рассуждения о "незрелости" основаны на том, что некоторые молодые люди не успевают к определенному сроку усвоить скрытые от широкой общественности приемы и пружины бюрократического механизма, т. е. как раз то, от чего мы должны избавиться в ходе перестройки.
Мне кажется, не стоит говорить о каких-то особых проблемах молодежи. Все проблемы нашего общества являются и ее проблемами, и решить их предстоит именно молодым, не теряя при этом уважения к старшему поколению. Сохранить это уважение - проблема не столько молодых, сколько старших.
В. Юдин, инженер, Новокузнецк
* * *
Почему такое неравенство?
НЕРЕДКО В МУЗЕЯХ, выставочных залах можно встретить официальный, а иногда и неофициальный запрет на фотографирование. Даже знак специальный есть - перечеркнутый фотоаппарат. Это оправдано, когда экспонируются частные коллекции (может быть, таково условие владельца) или, скажем, драгоценности, которые можно подделать. Но почему запрещена обычная любительская съемка? Ясно же, что качественных фотографий не получится, а человеку приятно иметь на память о посещении "документ".
Самое же обидное, что запрет нарушается иностранцами. В минувшем году я был на экскурсии в Оружейной палате Кремля. Честно сдал свой фотоаппарат в камеру хранения, а вот иностранные гости этого не сделали и много фотографировали и, конечно, с фотовспышкой. Так было обидно: ну почему "им" можно, а "нам" нет. Пора бы отменить такой запрет. А уж если нельзя отменить, так строго ему следовать.
В. Бондаренко, Киев
* * *
Не ломать старое, не создав нового
ВИДИМО, машинист электровоза К. Павлов ("АиФ" N 52) не нуждается в медицинской помощи. Медслужба в МПС поставлена очень хорошо. Не случайно многие железнодорожники, увольняясь на пенсию, стараются поступить на работу в учреждения МПС, чтобы иметь возможность пользоваться медицинской помощью. Моя дочь 15 лет работает в системе МПС в г. Киеве и очень довольна лечением, получаемым не только ею, но и детьми, и внуками. Располагая хорошими базами отдыха в Крыму, лечебные учреждения МПС предоставляют путевки детям железнодорожников. Характерно, что "энергичные" люди всеми правдами и неправдами стараются попасть на лечение в железнодорожные больницы, роддома и т. д.
Пусть после перехода на хозрасчет железнодорожники и дальше совершенствуют эту важную социальную отрасль. Хоть на одном участке этого важнейшего фронта будет благополучно.
Осмотрительнее надо бросаться на всякие реорганизации. Целесообразно, на мой взгляд, сначала создать качественно новое, а уж потом ломать старое. Не зря народная мудрость гласит: "Не ломайте даже плохого старого, пока не создадите хорошего нового".
А. Окладников, пропагандист, инвалид Великой Отечественной войны, Киев