"Все чаще с возмущением слышу призывы заглядывать в карман соседу и считать чужие деньги. Неужели мы до такой степени "пали", что можем это позволить? Кому какое дело, сколько у меня денег - много или мало?! Интересоваться этим - безнравственно", - пишет нам читательница Б. Алибян из Баку.
ЭТИКА до сих пор не рекомендовала считать чужие деньги, относя сие занятие к числу малопочтенных для интеллигентных людей. Чужое, мол, оно и есть чужое - чего его считать?
Такая "психология" зрела годами и затем десятилетиями - господствовала. Выросли целые поколения людей, которые "воспитанно" закрывают глаза на чужие доходы.
А деньги, между тем, независимо от их принадлежности, любят счет. И здорово наказывают за высокомерное к ним отношение: ростом спекуляции, дефицита, инфляции и прочими несимпатичными спутниками неумелого хозяйствования, первой статьей которого и является нежелание считать деньги - и свои, и чужие, и государственные. Впрочем, считать "свои" нас вынуждает жизнь, не позволяющая в этом отношении "расслабиться". А вот подсчетом чужих и общественных денег мы себя особенно не утруждаем, бываем на редкость беспечны и снисходительны.
Негативы этой беспечности известны: увеличивались затраты и растраты, приумножался состав действующих лиц "теневой экономики", мощно развивался промысел незаконных денег.
Свидетельством сказанному служат многочисленные дела о крупных махинациях, дождавшиеся своего часа и прокурора. Демонстративно барский образ существования различных деляг, спекулянтов (и прочих деловых личностей "теневой экономики", производных от нашей пассивности) неумолимо подрывал веру честных людей в социальную справедливость. Таким образом, ханжеская стыдливость в анализе чужих доходов приводила к большим моральным и социальным потерям.
Однако среди простого (употребляю это устаревшее, но емкое определение) народа, где каждый рубль зарабатывается потом и такой же пот требуется, чтобы отоварить этот рубль, всегда существовало желание подробнее знать о чужих доходах, вернее, с их помощью понять: кто есть кто? Если действует основной закон социализма - каждому по труду, то жить лучше должен тот, чей вклад в общую копилку важнее. Но почему тогда рубщик мяса имеет несоизмеримо "больший каравай", чем инженер- конструктор, а продавец маленького ларька ест порой куда слаще, чем шахтер?
Осмелюсь предположить, что формулировка "некорректно (неудобно, неэтично) считать чужие доходы" родилась исключительно в качестве камуфляжа для прикрытия правды. Какой?
Сейчас население страны имеет на хранении в сберкассах 266,7 млрд. руб. И еще десятки миллиардов, по оценке некоторых специалистов, - на "домашнем" сбережении, попросту - "в кубышках". Кому они принадлежат? Суровая статистика с арифметической наивностью указует на "среднюю душу". У нее, мол, более 1300 руб. - про запас. Однако если статистическая душа может быть и средняя, то у меня, например, она своя - единственная и неповторимая. Так же неповторим и каждый частный вклад в случае его наличия. И если у кого-то нет гроша ломаного за душой, то у других душ - и червонцев с избытком.
Необходимо признать, что умолчание правды о доходах создает превратное представление об образе жизни разных групп советских людей. Как показывает почта, многие убеждены, что ученые, партийные и творческие работники имеют сверхвысокие доходы. Это убеждение у многих сформировали отдельные случаи злоупотребления служебным положением, а никоим образом не сами доходы.
Противовесом этому может стать только гласность. Один из ученых сказал: у нас есть область, наделенная необычной для нашей системы дозволенностью и раскрепощенностью, - это вклады и их тайна. Что мы охраняем и чего боимся? При анализе группы людей с самыми высокими доходами выясняется, что сверхобеспеченными у нас являются люди, большей частью неизвестные и малозначительные по социальному статусу. Нет сверхдоходов ни у писателей, ни у крупных ученых (речь идет о честно заработанных деньгах). Нет "бешеных денег", как выяснилось, даже у "звезд" советской эстрады и у знаменитых спортсменов. Это вряд ли справедливо, потому что кому же, как не им, обладающим большим талантом (а талант, как и золото, - это редкость, им "поклоняются" в мире), быть, что называется, высокообеспеченными? Но "уравниловка" торжествует, а истинный талант не позволит себе во имя денег пренебрегать честью.
В интервью "АиФ" многие наши собеседники, вплоть до министра, до секретаря обкома, на расспросы о зарплате не оскорблялись, а охотно делились информацией: сколько получают за то, сколько за это, а всего - вот столько. Они не скрывают своих пусть и немалых доходов, потому что это - честные деньги, деньги, которыми можно гордиться: они достались умом, талантом, нелегким трудом.
Итак, правильно ли то, что мы не знаем чужих доходов? Не лучше ли и в этот до сих пор темный угол направить очищающий луч света, показать и тех, кто при весьма скромной зарплате, используя бесчестные приемы, сумел создать себе солидный капитал? Это им на руку та мещанская этика, когда "о деньгах говорить не принято", когда информация о доходах превращается чуть ли не в государственный секрет.
Честный человек не оскорбится, когда его попросят заполнить декларацию о доходах. Ему незачем "заводить" несколько сберкнижек, в том числе и безымянных, его не пугают проверки фининспектора. Его, напротив, оскорбляет и шокирует безмятежное существование рядом с ним набивших себе мошну дельцов, их сытая безнаказанность.
К лицу ли нашему демократическому государству допускать это? Почему во многих странах к системе налогов, деклараций настолько привыкли, что хотя и не испытывают большой любви к фининспекторам, но и упразднять их не торопятся? И фининспекторы там наделены такими полномочиями, что вправе приостановить даже концерт - для немедленной уплаты налогов. И эти действия считаются вполне приемлемыми и допустимыми, потому что они символизируют порядок и законность. Да, деньги, в том числе и чужие, любят счет.
Сейчас, когда экономическая реформа набирает обороты и хозрасчет хоть с трудом, но входит в нашу жизнь, заставляя проявлять хозяйское умение, соизмерять запросы с возможностями, умение считать деньги становится совершенно необходимым.
Нередко у нас спрашивают: стыдно ли много зарабатывать? Ответ однозначен: зарабатывать трудом много не только не стыдно, а похвально. А вот, ловча, добывать деньги - хоть много, хоть мало - это не только стыдно, но и должно быть уголовно наказуемо.
Мы должны научиться считать всякие деньги. И делать это надо не для того, чтобы утолить любопытство, а чтобы обеспечить одну из основных заповедей социализма - учет и контроль. В том числе и доходов. Это надо делать для того, чтобы закон "каждому - по труду" был не пустым лозунгом, а нормой нашей жизни, весь образ которой должен быть трудовой и только трудовой.