Предполагается ли пересчет пенсий тем, кто уже на пенсии? Каков будет максимальный и минимальный размер пенсии? Будет ли в новом Законе изменено положение о разграничении колхозного и государственного стажа? Эти и подобные вопросы, касающиеся предстоящей пенсионной реформы, содержатся в большинстве читательских писем. И хотя рано еще говорить о конкретных положениях нового Закона, мы, тем не менее, обратились к заместителю начальника Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР А. СОЛОВЬЕВУ с просьбой ответить хотя бы на некоторые вопросы наших читателей.
КОРР. Анатолий Георгиевич, кто и как непосредственно занимается разработкой проекта нового Закона о пенсиях?
СОЛОВЬЕВ. Над подготовкой проекта нового пенсионного законодательства работают Госкомтруд СССР, Госплан СССР, Министерство финансов СССР, Министерство юстиции СССР, ВЦСПС и другие ведомства. На каждом этапе подготовки Закона привлекаются разные специалисты, должностные лица. Мы тесно сотрудничаем с учеными практически всех научно-исследовательских институтов, которые занимаются этими проблемами. Созданы специальные рабочие группы по определенным направлениям формирования Закона, и в них, наряду со специалистами различных ведомств, участвуют и ученые соответствующих направлений. Кроме того, нами были организованы анкетные опросы работников разных отраслей народного хозяйства. В результате мы получили 15 тыс. анкет с мнениями трудящихся по самым актуальным и острым вопросам пенсионного законодательства. Эта новая форма непосредственного участия народа в подготовке законодательства очень эффективна.
КОРР. Кроме этого, вы, наверное, получаете очень много писем. Я могу судить об этом по нашей редакционной почте, в ней содержится огромное количество мнений и предложений, которые мы нередко пересылаем вам. Как вы реагируете на эти письма?
СОЛОВЬЕВ. Для нас это ценный материал. Мы анализируем все обращения, поступающие в Госкомтруд СССР как непосредственно от трудящихся, так и из других организаций. С этой целью создана специальная группа, которая работает с письмами, распределяет их по характеру предложений и на их основе подготавливает аналитические справки, таблицы.
КОРР. На какой стадии находится подготовка проекта?
СОЛОВЬЕВ. Проект Закона должен быть представлен на рассмотрение правительства в первом полугодии 1988 г. Концепция Закона, в которой отражаются основные принципы и положения, уже разработана. Но предстоит еще немало потрудиться над проектом Закона. Однако мы надеемся уложиться в указанный срок.
КОРР. Анатолий Георгиевич, читатели часто спрашивают, почему при начислении государственной пенсии не учитывается колхозный стаж. Ведь человеческие судьбы складываются по-разному. Многим из тех, кто в тяжелые годы работал в колхозе, пришлось переехать в город. А в результате оказывается, что они не выработали необходимого стажа для получения полной пенсии, несмотря на то что трудились всю жизнь. Рассматривается ли вами эта проблема?
СОЛОВЬЕВ. Одна из причин, вызвавших необходимость разработки нового Закона о пенсиях, связана именно с решением этой проблемы.
Чем объясняется сохраняющееся до сих пор разделение колхозного и государственного стажа?
Как известно, у нас существует два типа социалистической собственности - кооперативно- колхозная и государственная. Сегодня колхозные пенсии финансируются за счет отчислений от доходов колхозов (правда, государство дает на эти цели дотацию). Решить вопрос о единой системе пенсионного обеспечения раньше было нельзя по экономическим соображениям.
Сейчас у нас созданы все предпосылки, чтобы перейти к единой системе пенсионного обеспечения и к единому правовому регулированию этой системы. Сегодня всем очевидно, что нужен единый Закон, который бы определял одинаковые права и условия для назначения пенсии всем гражданам страны.
КОРР. Будет ли после принятия Закона о пенсиях производиться пересчет пенсий, назначенных по действующему сейчас законодательству?
СОЛОВЬЕВ. На уровне сегодняшней концепции и мнений тех, кто участвует в ее разработке, безусловно, новый Закон должен создать равные возможности как для тех, кто пойдет на пенсию после его принятия, так и для тех, кто вышел на пенсию раньше.
КОРР. Анатолий Георгиевич, в "АиФ" было помещено мнение читательницы "Справедлива ли уравниловка в пенсиях?". И вот что любопытно, пришло много писем, авторы которых считают, что уравниловка в пенсиях справедлива. Аргументы, которые они приводят в подтверждение своей точки зрения, сводятся к следующему. Пенсионеры все равны. Доцент и лаборантка, государственный служащий и дворник являются иждивенцами общества, поскольку они не работают. За свой труд они получали соответствующее вознаграждение во время работы. А пенсии у них должны быть приблизительно равными. Что вы думаете по этому поводу?
СОЛОВЬЕВ. Эта точка зрения не отражает мнения большинства населения. Наш анализ предложений трудящихся выявляет другое мнение по этому вопросу.
КОРР. Но действующий сейчас принцип начисления пенсий - чем меньше зарплата, тем выше от нее процент пенсии - в какой-то степени способствует уравнительности и подтверждает точку зрения тех, о ком я упомянула.
СОЛОВЬЕВ. Действительно, идея, которая была заложена в принцип исчисления пенсий, заключалась в том, чтобы не допустить большой дифференциации в размерах пенсий. Но тем не менее в то время, когда принимался этот Закон, разрыв между минимальной и максимальной пенсией был очень большой - от 30 до 120 руб., т. е. в 4 раза. Максимальный же размер пенсии был в 1,65 раза выше средней заработной платы в народном хозяйстве, которая в то время составляла 73 руб. С тех пор максимум практически остался неизменным, а минимум повысился, в результате чего сузилась дифференциация размеров пенсий. Кроме того, за это время существенно выросла средняя заработная плата. VI если сегодня не отодвинуть верхнюю границу пенсий, то к концу пятилетки практически все будут получать одинаковые пенсии.
Думается, что подобное положение не будет расцениваться трудящимися как социально справедливое. Люди вносят разный трудовой вклад в развитие общества. Один, скажем, трудился 45 лет, а другой - 25 лет, а пенсию получают одинаковую. Разве это справедливо?
Мнение же о том, что все пенсионеры - иждивенцы государства, принять без оговорки нельзя.
Что такое пенсия? Это часть национального дохода, созданного трудом тех, кто в данный момент занят в народном хозяйстве. И если абстрагироваться от всего прочего, то людей, не участвующих в данный момент в общественном производстве, можно рассматривать как иждивенцев общества, находящихся на содержании трудоспособного населения. Но такой подход весьма формален и упрощен. Если исходить из реальной жизни, то пенсионер получает от общества то, что в свое время отдавал ему. Ведь когда он трудился, то участвовал в создании общественных фондов потребления, содержал за счет своего труда еще нетрудоспособных и уже нетрудоспособных членов общества. Поэтому и общество должно выполнять по отношению к нему свои обязанности.
КОРР. Несмотря на то, что практически каждую пятилетку система пенсионного обеспечения в нашей стране совершенствовалась, создалось положение, что неработающие пенсионеры стали остро ощущать материальные трудности. И скажем откровенно, уровень жизни отдельных пенсионеров фактически падает.
СОЛОВЬЕВ. Вы правы, система совершенствовалась, но механизмы ее при этом оставались старыми, и кардинально в ней ничего не менялось с момента ее принятия. Это и привело к тому, что сегодня средний размер пенсии в 2 раза меньше, чем средняя заработная плата, что, скажем, за пределами 220 - 240 руб. заработка утрачивается связь пенсии с ним. Поэтому и принято решение о разработке нового Закона, который призван изменить сами принципы начисления пенсии, поставить их в более тесную зависимость от трудового вклада человека, повысить жизненный уровень пенсионеров.
КОРР. В печати уже высказывались предложения по поводу некоторых принципов исчисления пенсий, в частности, предлагалось начислять ее от совокупного заработка за всю трудовую деятельность человека. Как вы оцениваете такое предложение?
СОЛОВЬЕВ. Я думаю, что этот путь не рационален. Это потребовало бы огромного учетного аппарата и больших издержек труда для оформления пенсии. А в конечном же итоге эффект по сравнению, скажем, с исчислением пенсии из заработка за 5 лет был бы незначителен.
КОРР. Значит, есть предложения начислять пенсию, исходя из зарплаты за 5 лет?
СОЛОВЬЕВ. В действующем законодательстве есть такое положение, что пенсия может начисляться либо за 5 лет подряд из последних 10 лет работы, либо за 12 последних месяцев. Остановились на том, чтобы отменить последнее условие и оставить любые 5 лет за последние 10 лет. Этот вариант поддерживают многие трудящиеся, большинство специалистов и ученых.
КОРР. А какие моменты и положения разрабатывающегося проекта Закона вызывают наибольшие разногласия?
СОЛОВЬЕВ. Сами принципы, которые предлагается положить в основу Закона (скажем, теснее связать размер пенсий с заработком человека, его трудовым стажем), разногласий не вызывают. Споры возникают только по поводу механизма их осуществления - например, какие брать процентные соотношения пенсии с заработной платой, как учитывать трудовой стаж, с какого этапа начинать устанавливать дополнительную надбавку за стаж. В разработанной нами концепции предусматривается, в частности, за каждый год при длительном стаже начислять дополнительно 1% к основной норме пенсии. Скажем, если она при 25-летнем стаже для мужчин устанавливается в размере 55% от зарплаты, то при 35-летнем стаже давать 65% и за каждый последующий год - по 1%. (При этом при стаже от 25 до 35 лет сохраняется норма 55%.) Другой вариант предусматривает начисление 1% начиная с 25-летнего стажа, таким образом, при 35- летнем стаже будут те же 65%, но не будет единого размера - 55% - от 25 до 35 лет "стажа. Думается, разумнее начислять надбавки после 35 лет, потому что для мужчины заработать такой стаж к 60 годам несложно, даже если он начинает трудиться в 25 лет.
Есть разные мнения по поводу максимальных размеров пенсии. Некоторые считают, что- максимум не должен быть застывшим, как сегодня, что норма пенсии в процентном отношении к заработку и будет определять высший ее предел. Другие высказываются, что при этом будут необоснованно высокими границы пенсий, поэтому нужно установить какие-то пределы, скажем, на уровне средней заработной платы на момент назначения пенсии или за счет установления соотношения между минимальной и максимальной пенсией.
КОРР. Не секрет, что размер минимальных пенсий сейчас находится на очень низком уровне, который во многих случаях не позволяет обеспечить человеку прожиточный минимум. Как будет решаться этот вопрос?
СОЛОВЬЕВ. При формировании проекта Закона мы учитываем разработки учеными минимальных и оптимальных потребительских бюджетов. На основании этого должно быть обеспечено рациональное соотношение между пенсиями и заработной платой. Однако если мы через систему заработной платы не сможем удовлетворить минимальные потребности человека, то нельзя ставить вопрос о том, чтобы это могла сделать пенсия. Поэтому если потребности пенсионера составляют 75% от потребностей работающего человека, то и минимальная пенсия должна составлять от минимальной зарплаты 75%, если эти потребности соотносятся в размере 100%, то минимальная пенсия должна составлять 100% от минимальной зарплаты. Но в любом случае минимальная пенсия не должна превышать минимальную зарплату.
КОРР. Анатолий Георгиевич, иногда к нам обращаются мужчины с вопросом - почему у нас существует дискриминация мужчин в пенсионном вопросе. Они выходят на пенсию в 60 лет, а женщины в 55, хотя продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин.
СОЛОВЬЕВ. В мировой практике существуют разные пенсионные системы. В одних эта разница в возрасте - в 5 лет - есть, в других - нет. Среди ученых-медиков, геронтологов существует мнение, что мужчины в период приближающейся старости сохраняют больше трудоспособности, чем женщины, физически и психически они более активны.
Исходя из этой концепции, можно признать существующие различия в возрасте обоснованными. Кроме того, ведь женщины у нас трудятся в "две смены" - одну на работе, другую дома, так неужели они не имеют права выйти на пенсию на 5 лет раньше?
Беседу вела Г. ВАЛЮЖЕНИЧ