В "АиФ" N 6 был опубликован материал "Плюсы" и "минусы" проекта Закона о пенсиях". Однако многие вопросы, возникающие в связи с обсуждением проекта, остались за рамками публикации. Мы решили вновь обратиться к заместителю начальника Управления пенсионного обеспечения Госкомтруда СССР А. СОЛОВЬЕВУ с просьбой продолжить разговор.
- Анатолий Георгиевич, по проекту Закона при начислении пенсии не будет учитываться заработок за совместительство и единовременные денежные вознаграждения. В редакцию приходит много писем от медсестер, санитарок, воспитателей и других работников, чей труд сейчас оплачивается очень низко. Они вынуждены работать по совместительству на 1,5 - 2 ставках, и, думается, их недовольство этой статьей объяснимо.
- Вопрос этот не бесспорный. В данном случае работу указанных вами категорий трудящихся можно рассматривать не как совместительство, а как сверхурочную, или сдельную, поскольку работают они, как правило, на своих рабочих местах и занимаются своей основной деятельностью.
Думаю, что за счет уточнения формулировок этот вопрос будет решен в отношении них положительно.
Другое дело, если, скажем, ученый совмещает одну высокооплачиваемую работу с другой высокооплачиваемой, то суммировать и отражать размер его заработка в пенсии нецелесообразно. Это лишь увеличит нагрузку на бюджет и, главное, на работающих. Когда будет введен Закон, тогда реально на двух работающих у нас в стране будет приходиться один пенсионер. Это самая высокая в мире нагрузка.
- Каков должен быть минимальный стаж, дающий право на пенсию?
- Можно отработать всего один день, и пропорционально этому будет начислена пенсия. Однако при небольшом стаже человеку выгоднее получать социальную пенсию, которая составляет 50% минимальной заработной платы.
- А кому еще будет выплачиваться социальная пенсия?
- Всем, кто не имеет права на трудовую пенсию. Сейчас у нас около 0,5 млн. таких людей. Реально же ее будут получать около 1,5 млн. человек, в том числе и те, у кого неполная пенсия.
- Как будет происходить перерасчет ранее назначенных пенсий?
- Закон будет применяться одинаково к тем, кто вновь выйдет на пенсию, и к тем, кому пенсия назначена до 1991 г. У тех, кто выйдет раньше, даже есть преимущества. В чем они заключаются? По новому Закону для исчисления пенсии потребуются документы о зарплате за 5 лет. Сейчас же требуются сведения о заработке всего за год. И из этого заработка будет пересчитываться ранее назначенная пенсия. А при прочих равных условиях среднемесячная зарплата за 5 лет всегда будет ниже, чем за год.
- Да, но, насколько мне известно, ранее назначенные пенсии пока не подлежат корректировке. Скажем, специалист, вышедший на пенсию 10 - 15 лет назад, получал за свой труд гораздо меньше, чем получает сейчас аналогичный работник. И в этом случае у вновь выходящих на пенсию будут преимущества.
- Действительно, пока такая корректировка не выработана. Но этот вопрос будет решен. Сложность заключается лишь в изыскании для этого огромных средств. Нужно подумать об их перераспределении за счет ужесточения каких-то других норм и положений. Я считаю, что обязательно должен быть механизм корректировки зарплаты, с которой ранее начислялась пенсия.
- Сколько средств потребуется для реализации нового Закона?
- 29 млрд. руб., а если учесть еще и "малый" Закон, принятый 1 августа 1989 г., то в общей сложности 35 млрд. руб. Доля расходов на пенсии в нашем национальном доходе увеличится с 9% до 14%. В США, Англии, Японии она составляет 8%.
Сегодня расходы на пенсионное обеспечение покрываются главным образом дотацией из госбюджета. По проекту Закона значительная часть пенсионной реформы должна обеспечиваться за счет увеличения страховых тарифов. Но их увеличение отнюдь не означает получения дополнительных денежных ресурсов. Это всего лишь их перераспределение.
- Как будут начисляться пенсии лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью?
- Предусматривается, что уплата ими страховых взносов гарантирует им право на пенсию. Если человек платил их в течение 25 лет, то у него будет полная пенсия. Размеры этих взносов пока еще не определены.
- Анатолий Георгиевич, при подготовке проекта Закона велось много дискуссий относительно того, целесообразно ли выплачивать пенсию тем, кто продолжает трудиться. Проект Закона оставил это положение в силе. Существует ли такая система выплат на Западе?
- Как правило, на Западе назначение пенсии требует отставки. Есть, правда, и исключения. В США, например, действует такое правило. Если человек после пенсионного возраста - 65 лет - продолжает трудиться до 70 лет, то пенсия ему уменьшается на 1 доллар за каждые 2 доллара зарплаты. Так что фактически человек со средней зарплатой, продолжая работать, не получает пенсию. Практически пенсию можно получать лишь на низкооплачиваемых местах.
В проекте нового Закона предусмотрено, что для служащих суммарный размер пенсии и зарплаты не должен превышать заработка, с которого человек уходил на пенсию, т. е. ему как бы гарантируется достигнутый им уровень обеспечения в случае утраты трудоспособности и перехода на более легкую работу. Думается, что это рациональное решение.
Выплачивать же полностью пенсию и зарплату считаю нецелесообразным, поскольку, на мой взгляд, это в корне противоречит сути самой пенсии - форме содержания обществом нетрудоспособных ее членов. Однако проект Закона даже расширяет возможности получения полной пенсии и зарплаты. В частности, предусматривается выплата пенсий всем рабочим и мастерам независимо от того, где они работают, без ограничения заработка. Думается, что неразумно выплачивать полностью пенсии тем, кто сохраняет трудоспособность. Было бы целесообразнее направить дополнительные средства на увеличение пенсии тем, кто уже не может работать.
- Анатолий Георгиевич, как предполагается реализовать новый Закон? Вводить сразу и для всех или постепенно?
- В проекте постановления о порядке введения в действие нового Закона предусматривается его поэтапная реализация.
На первом этапе, который должен начаться 1 января 1991 г., будут повышаться все минимальные пенсии и пенсии инвалидам и участникам войны в полном размере.
Для всех остальных пенсии будут повышены в два приема. Сначала не свыше чем до 160 руб., а через некоторое время - до полного размера, полагающегося по новому Закону. Если, например, вы будете иметь право получать пенсию в размере 210 руб., то, условно, с 1 июля 1991 г. вам будут выплачивать 160 руб., а через год уже полностью 210 руб. При этом все будут находиться в равном положении.
- Чем это обусловлено? Отсутствием средств?
- Дело скорее не в отсутствии денег, а в отсутствии их эквивалента - товаров.
Представьте себе, что на потребительский рынок будет поступать дополнительно 29 млрд. руб. в год, или более 2 млрд. руб. в месяц. Это такая сильная нагрузка, что потребительскому рынку будет просто невозможно ее выдержать.
Беседу вела Г. ВАЛЮЖЕНИЧ