Примерное время чтения: 6 минут
249

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Стихи как песни

"Маэстро", "Когда я уйду", "Еще не вечер", "Вернисаж"... Автором стихов к этим и многим другим популярным песням является поэт Илья Резник, хорошо известный любителям советской эстрады. Сейчас в концертном зале "Россия" проходят авторские концерты И. Резника, посвященные его 50-летнему юбилею. В них принимают участие А. Пугачева, Р. Паулс, Т. Гверцетели, Л. Вайкуле, Г. Базаркина, Ж. Агузарова и другие. Наверное, не нужно и говорить, с каким успехом проходят концерты. Выполняя многочисленные просьбы читателей, наш корреспондент встретился с И. РЕЗНИКОМ.

КОРР. С чего началась ваша работа как поэта-песенника?

РЕЗНИК. Когда я учился в Ленинградском театральном институте, то вместе с другими писал различные шутки, пародии к студенческим "капустникам", кроме того, я увлекался бардовской песней. Уже работая в театре, я начал писать совместно с композиторами, песни к различным спектаклям. Одной из них была "Золушка", популярность которой вышла за рамки театральной сцены, с нее, наверное, и началась работа в эстрадном жанре.

КОРР. Илья Рахмиэлевич, ваше имя часто связывают с именем Аллы Пугачевой - ведь вы автор стихов ко многим ее песням. Как начиналось ваше сотрудничество с ней?

РЕЗНИК. Я познакомился с А. Пугачевой, тогда еще мало кому известной молодой певицей, в Ленинграде, в 1972 г. На одном из концертов я предложил ей свою песню "Посидим, поокаем". С этого началась наша дружба, а творческое сотрудничество - несколько позже, с песни "Звездное лето", потом были "Ты возьми меня с собой", "Поднимись над суетой", "Тревожный путь" и т. д.

КОРР. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить популярность той или иной песни?

РЕЗНИК. Я не теоретик, но думаю, что песня становится популярной, когда в ней достигается созвучие человеческих душ, узнаваемость ситуации и т. д. И поэт должен чувствовать, что чувствуют, люди, по крайней мере многие из них, попасть в эту душевную волну, раствориться в слушателях.

КОРР. Во многих статьях, критикующих эстрадные песни, указывается на невысокий уровень стихов к ним, для наглядности приводятся строки из песен, где, действительно, порой в чисто поэтическом смысле бывает не все в порядке.

РЕЗНИК. Да, но если расписать таким же образом текст оратории или либретто к опере, это иногда тоже будет выглядеть нелепо. Песню надо анализировать и критиковать по законам песни, а наши критики попросту изымают строки из песен и на этом строят свои обвинения в адрес поэтов-песенников.

А ведь за созданием песни, за кажущейся простотой скрывается очень и очень тяжелая работа. Я не говорю о том, что в так называемом тексте должен быть элементарный смысл, расставлены интонации, соблюдены правила поэтики. Например, есть слова, которые в обычном стихотворении остаются незамеченными, а в песне они просто не звучат, режут слух. Порой необходимо делать скидку на исполнителя, - скажем, последняя буква строки должна быть "у", а не "и", которая у него не звучит. Еще в песне должна быть простота, не примитив, а простота, ясность, образность - в несколько строк нужно вложить судьбу, рассказать о чем-то важном, волнующем. В общем, нюансов очень много. Поэтому, когда я пишу только "чистые" стихи, для меня это просто счастье, это свобода выбора средств, образов, слов.

КОРР. Современных профессиональных поэтов - песенников зачастую упрекают в том, что в отличие от самодеятельных рок-поэтов они не пишут песен, отражающих проблемы современной жизни, социальные и другие вопросы.

РЕЗНИК. Почему же не пишут? Пишут, но, видимо, мало. О любви песен, конечно, гораздо больше. Они, так сказать, легче "проходят" в эфир и т. д. С другой стороны, у каждого человека свое видение мира, каждый обладает определенным складом ума, характером. Один - лирик, другой - романтик, третий - бунтарь.

КОРР. Над какими песнями было особенно сложно работать?

РЕЗНИК. Трудно сказать. Ну, например, песня "Поднимись над суетой" была написана в 9 вариантах, а "Жди и помни меня" - в 6 вариантах. Опорная фраза этой песни настолько простая, но как мы с Аллой измучились, пока искали ее. Довольно трудно написать смешную песню, такую, чтобы в зале смеялись. Такое бывает редко, я слышал смех во время исполнения только двух моих песен - "Давай поговорим" и "Эй, вы, там, наверху!".

КОРР. Какое чувство вы испытываете, когда после стольких мучений и трудов читаете о себе критические статьи?

РЕЗНИК. Чаще всего чувство досады на недопонимание. Вы не задумывались над тем, почему поэтов-песенников у нас так мало - буквально единицы, в то время, как поэтов, пишущих просто стихи, - сотни, если не тысячи? Чем это объяснить? Я думаю, именно сложностью жанра, ведь если сложить все поэтические сборники, вышедшие, скажем, за год, то получится довольно внушительная стопа, а вот стихи к популярным песням за тот же период без труда войдут в тоненькую книжечку.

КОРР. Поэтов, работающих в песенном жанре, иногда уничижительно называют "текстовиками".

РЕЗНИК. И я могу называться "текстовиком", но если мои "тексты" поют люди, если они нравятся слушателям, приносят какую-то радость, волнуют - меня такое название нисколько не унижает.

КОРР. Что вы цените в исполнителе?

РЕЗНИК. Прежде всего желание работать по-настоящему, отдавать делу всего себя. Вот смотрите, как мы работаем с А. Пугачевой. Иногда мы просиживаем до поздней ночи, а с утра я приезжаю снова к ней, продолжаем работать. Впрочем, практически все артисты, которые пользуются сегодня популярностью, - люди очень трудолюбивые.

КОРР. На ваш взгляд, совершенна ли существующая сегодня система худсоветов?

РЕЗНИК. Нет, несовершенна. Поскольку член худсовета, будь он музыкант или поэт, всегда пусть подсознательно, но испытывает ревность к своему коллеге. Я не говорю уже о завистниках. Поэтому мне кажется, что вместо худсоветов пора ввести просто цензуру, которая бы определяла лишь, не содержит ли это произведение призывы к войне, к насилию или порнографию.

КОРР. Оглядываясь на пройденный путь, вы жалеете о чем-нибудь, о каком-то неиспользованном в жизни шансе?

РЕЗНИК. Иногда жалею о том, что случалось подчас тратить впустую время, хотя, если посмотреть, пустого времени было и не так уж много. Еще жалею о том, что некоторые мои песни иногда еще звучат по радио и на телевидении. Такие тоже есть. Было время, когда терялся самоконтроль или когда стояли за спиной и подгоняли, подстегивали. Надеюсь, что сегодня такое навсегда ушло.

КОРР. Ушло ли?

РЕЗНИК. Действительно, совсем недавно песня А. Пугачевой "Уважаемый автор" два раза "убиралась" из телевизионной передачи и "прошла" лишь с третьего раза.

Интервью взял Н. СОЛДАТЕНКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно