Примерное время чтения: 7 минут
69

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Как решается проблема книжного дефицита

Об этом наш корреспондент Т. Цыба беседует с председателем Госкомиздата СССР М. Ф. НЕНАШЕВЫМ.

КОРР. Михаил Федорович, как проходит перестройка в книгоиздании, какие у вас трудности?

НЕНАШЕВ, Самое трудное - преодолеть противоречие между тем, что мы издаем, и тем, что действительно нужно людям. Другие трудности - это несостоятельность материально-технической базы, дефицит бумаги. Разумеется, мы не сидим сложа руки.

С января этого года предприятия, непосредственно подчиненные Госкомиздату СССР, перешли на полный хозрасчет и самофинансирование. Принято решение коллегии о дальнейшей демократизации организационно-творческой деятельности издательств. Расширены их права, теперь они сами формируют и утверждают тематические планы, самостоятельно определяют тиражи изданий. Отменен бюрократический институт внутренних рецензий. Повышается роль редакторов в редакционно-издательском процессе, от мнения редактора во многом будет зависеть выбор тем, автора, объем книги и т. д.

КОРР. А какая польза читателям от этих новшеств? Помогут ли они, например, снять проблему книжного дефицита?

НЕНАШЕВ. Всесоюзная издательская программа выпуска литературы массового спроса на 1988 - 1990 гг. позволит уменьшить остроту этой проблемы.

Ровно год назад, в апреле, читателям "Книжного обозрения" был предложен список из более чем ста названий книг самого широкого спроса. Они могли отметить в нем те, которые готовы немедленно приобрести, могли добавить и свои названия. В такой демократической форме изучения спроса приняло участие более 10 тыс. читателей. Обработка данных показала, что людям нужны книги, несущие практические знания. Это энциклопедии, словари, различные справочники. Какая семья, согласитесь, откажется приобрести энциклопедию домашнего хозяйства или медицинскую энциклопедию? В программу мы также внесли 50 названий детских книг.

Вот, к примеру, в начале этого года было издано только издательствами "Правда" и "Современник" 800 тыс. экземпляров сборников народных сказок. Такого еще никогда не было. Но, к сожалению, на книжном рынке эти 800 тыс. экземпляров остались каплей в море, так что оснований для большого оптимизма пока нет.

КОРР. Видимо, тиражи надо повышать?

НЕНАШЕВ. Вроде бы тиражи немалые и в то же время, если учитывать запросы, малые. Советский Энциклопедический Словарь только в этом году издали тиражом в 600 тыс. экземпляров, словарь иностранных слов - 500 тыс., "Библиотеку молодой семьи" - тоже тиражом в 500 тыс. (до 1990 г. читатели получат первые четыре книги из двадцати). С учетом того, что будет осуществлено переиздание некоторых книг для дома и семьи в других издательствах, в общей сложности эта "библиотека" будет издана 5-миллионным тиражом.

Еще одно направление нашей деятельности по преодолению дефицита - безлимитная подписка. Программа эта существует третий год и рассчитана на 10 лет. Она дает возможность всем, кто желает, подписаться на Есенина, Л. Толстого, Достоевского. Трехтомник Пушкина уже издан тиражом 10 млн. 700 тыс., Маяковского - 6 млн. Закончили подписку на двухтомник Лермонтова, тираж около 15 млн. Таким образом мы попытались прощупать дно дефицита, и, как можете судить, оно весьма глубокое.

Есть уже прогноз, что издание Есенина, если учитывать интерес к личности поэта, специфику его лирики, потребует 20-миллионного тиража. Честно скажу, боимся, что не потянем. Может быть, отложим издание на 1989 г. или даже 1990-й.

Разрабатывается также новая программа книгоиздания для детей, специальная программа по справочной литературе. В этом отношении мы тоже очень задолжали читателю. Выход из дефицита должен быть, по нашему мнению, поэтапным, дифференцированным. Нельзя решить все сразу.

Некоторые экономисты считают, что выход - в повышении цен на книги. Нужно, мол, учитывать покупательский спрос, а он за последнее время вырос в десятки раз.

Очевидно, на некоторые издания действительно следует повысить цены - на специальную литературу, например, на книгу "Мифы и легенды народов мира". Однако считать повышение цен главным средством борьбы с дефицитом нельзя, это означало бы, что мы хотим решить свои проблемы за счет читателей.

КОРР. Как в издательской политике учитывается читательский спрос? К примеру, в последнее время в толстых журналах появились произведения, пользующиеся огромной популярностью, - романы Пастернака, Гроссмана и т. д. Будут ли они в ближайшее время изданы отдельными книгами?

НЕНАШЕВ. В прошлом году мы разработали так называемую программу быстрого реагирования, чтобы без промедления издавать то, что получает широкий общественный резонанс. Не через 2 - 3 года, как было раньше, а через 3 - 4 месяца.

В издательстве "Художественная литература" в течение трех месяцев этого года издали Тендрякова, Платонова, Воробьева. Полумиллионным тиражом вышли "Дети Арбата" Рыбакова и "Новое назначение" Бека. 4 - 5-миллионным тиражом выйдут в этом году произведения Булгакова. В ближайшем будущем будут изданы "Жизнь и судьба" Гроссмана, "Доктор Живаго" Пастернака.

Вызывает большой общественный интерес историческая литература. Уже издали первые тома многотомных изданий Ключевского и Соловьева. Первые тома, как нам кажется, подтвердили, что эти книги - не просто историческая беллетристика; они сложны для восприятия. По крайней мере, письма читателей с просьбами увеличить тиражи этих изданий уже не приходят. Может уже оказаться, что часть тиража даже останется невостребованной.

В середине апреля издательство "Книга" начнет выпускать 12-томное факсимильное издание "Истории" Карамзина. Естественно, дорогое, потому что потребовалась особая печать, бумага. В "Науке" выйдет обычное издание тиражом 150 тыс. Думаем над тем, чтобы издать историков Костомарова, Покровского. Мы должны сегодня больше доверять читателю - он достаточно образован, чтобы самостоятельно разобраться и сделать правильные выводы, какими бы ни были противоречивыми концепции авторов. В перспективе планируем издание 12-томного исторического романа, 6-томного русского авантюрного романа XIX века, есть и другие планы.

КОРР. В прошлом году было дано обещание ввести безлимитную подписку на все газеты и журналы. Но этого не произошло. Больше того, на "Аргументы и факты", например, подписка до конца года больше не принимается.

НЕНАШЕВ. Тиражи периодических изданий - газет и журналов - в общей сложности возросли на 18 млн., для этого потребовалось более 60 тыс. т дополнительной бумаги.

Да, мы давали обещание не лимитировать подписку на печатные издания, но слова в таких условиях сдержать не смогли. Не исключено, что и другие издания окажутся в таком же положении, как "АиФ". Дефицит бумаги в стране на сегодняшний день составляет более 50 тыс. т. По этой же причине не идет подписка и на 1989 г.

Дефицит бумаги сказывается и на том, что мы не можем своевременно дать читателю обещанный журнал "Наше наследие". Уже готовы два его номера, в конце апреля в Калинине будет издан первый. Остается под вопросом издание роман-газеты для молодежи - тоже нет бумаги.

КОРР. Начинающим, малоизвестным авторам - а среди них наверняка много талантливых - напечататься крайне трудно, а отличие от авторов маститых, с именем. Будет ли ситуация меняться? Как Госкомиздат может помочь начинающим талантам?

НЕНАШЕВ. Чтобы открыть возможность для выхода в свет новым авторам, ускорить выпуск оригинальных произведений, мы приняли Положение о порядке выпуска книг за счет средств автора. При решении вопроса о выпуске таких книг предпочтение отдаем тем, кто ранее не публиковался.

Предполагается, что между автором и издательством будет заключаться договор. Издательства возьмут на себя обязательство оказывать автору разнообразные услуги, например консультации, литературное и техническое редактирование, посредничество в торговле. У нас нет в стране таких посреднических организаций, как, например, в Венгрии, поэтому издательства будут всячески помогать авторам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно