Во Франции прошел первый тур президентских выборов. По итогам голосования во второй тур вышли нынешний президент республики Ф. Миттеран (34,1% голосов) и глава правительства Ж. Ширак, за которого проголосовали 19,9% избирателей. Как сенсацию рассматривают многие обозреватели 14,4% голосов, которые набрал Ж.- М. Ле Пен, кандидат ультраправого "национального фронта".
Каковы взгляды основного кандидата от правых партий во втором туре Ж. Ширака? В чем причины усиления в последние годы влияния лидера неонацистов Ж.-М. Ле Пена? Свое мнение по этим вопросам высказывает французский политолог и публицист А. Дюамель в книге "Пятый президент".
ЖАК ШИРАК
55-летний Жак Ширак отличается неуемной энергией и боевитостью. Ширак давно зарекомендовал себя как "человек, созданный для власти и для действия: отдавать команды - для него удовольствие, управлять людьми - наслаждение и призвание".
Хотя Ширак иногда настойчиво подчеркивает, что руководимое им Объединение в поддержку республики (ОПР) концентрирует в себе "все лучшее, что есть в голлизме", его политическим кумиром и наиболее близким по духу деятелем является не де Голль, а Жорж Помпиду, занимавший пост президента Франции в 1969 - 1974 гг. Кроме того, по общему мнению, Ширак "не может считаться доктринером или идеологом". Это ярко выраженный прагматик, которому в молодости были не чужды некоторые левые идеи, "но который по своим устремлениям, темпераменту и характеру постоянно склоняется вправо".
В течение своей политической карьеры Ширак неоднократно менял взгляды на те или иные политические проблемы. Так, в 70-е годы он проявлял недоверие к западноевропейской интеграции, ныне же в целом выступает за ее ускорение. "Определенную подозрительность" высказывал он и к НАТО, "которую теперь одобряет".
В бытность премьер-министром (1974 - 1976 гг.) при президенте Жискар д'Эстэне Ширак "демонстрировал симпатию" к проповедовавшейся главой государства доктрине "социального либерализма", а после разрыва с ним подвергал ее уничтожающей критике. Долгие годы он рекламировал себя как убежденного сторонника государственного регулирования экономики, но на рубеже 70 - 80-х годов выдвинул концепцию в духе "экономического либерализма", которую журналисты назвали "рейганомикой по- французски".
Как показывают опросы общественного мнения, французы отдают должное динамизму и работоспособности Ширака, тому, что он справляется сразу с несколькими функциями: главы правительства, мэра Парижа, руководителя ОПР. В избирательной кампании он опирается на мощный аппарат этой партии, располагающей значительными финансовыми средствами, довольно большим для условий Франции числом активистов.
Вместе с тем большинство французов пока еще воспринимают Ширака прежде всего как лидера крупнейшей правой партии, отличающегося авторитарностью, "силовой" манерой ведения политической борьбы.
ЖАН-МАРИ ЛЕ ПЕН
Изменениями, которые произошли в последнее десятилетие в настроениях французских избирателей, лучше других сумела воспользоваться крайне правая партия - Национальный фронт. Если в 1974 г. она получила лишь 0,74% голосов, то в 1986 г. - 9,8%, что позволило ей впервые в своей истории не только завоевать депутатские места в Национальном собрании, но и создать там самостоятельную фракцию.
Политические взгляды Ле Пена представляют собой причудливую смесь, не поддающуюся четкой квалификации. Назвать его просто неофашистом было бы не совсем правильно. В Европейском парламенте Национальный фронт образовал единую фракцию с итальянскими неофашистами Джорджо Альмиранте, выражал "понимание" политики генерала Пиночета в Чили и восхищался в свое время генералом Франко в Испании.
Вместе с тем Ле Пен - откровенный расист и антисемит, требующий изгнания из Франции иностранных рабочих. Выдвинув лозунг "морального порядка", он ратует за усиление репрессивной политики государства. В области внешней политики это прежде всего ярый антикоммунист и антисоветчик.
Ликвидация рабочих мест в масштабе целых регионов или отраслей промышленности вызвала во Франции пессимизм и разочарование. Преступность, наркомания, применение насилия увеличились многократно. Именно страх французов перед растущей безработицей и преступностью позволил Ле Пену добиться успеха под такими лозунгами, например, как "2,5 млн. иностранных рабочих - 2,5 млн. безработных".