Примерное время чтения: 5 минут
110

В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Ответы на вопросы советских и иностранных журналистов были даны в пресс-центре встречи на высшем уровне.

В пресс-конференции принимали участие директор Института экономики АН СССР академик Л. АБАЛКИН, вице-президент Советской ассоциации политических наук профессор Ф. БУРЛАЦКИЙ, директор Всесоюзного центра изучения общественного мнения и социально-экономических проблем при ВЦСПС и Госкомтруде академик Т. ЗАСЛАВСКАЯ.

Ф. БУРЛАЦКИЙ: Процессы, развернувшиеся в советском обществе, идут на почве социализма, на основе нашей Конституции. Но меняется представление о социализме. То, что представлялось раньше эталоном социализма, поставлено под сомнение. Партия и общество ищут новые критерии. Но есть отдельные явления, выходящие за конституционные рамки, за рамки социализма. Например, когда некоторые предлагают создание новой партии. Руководящая роль Коммунистической партии - это не только историческая традиция 70 лет. Это конституционная норма. Выбранный нашим обществом курс на радикальные реформы, демократизацию, перестройку - результат деятельности КПСС. Людей, поднимающихся в своих требованиях о создании новой партии до серьезной дискуссии, я не знаю. Я бы назвал это явление "детской болезнью в социалистическом плюрализме".

- Согласны ли вы с той, достаточно сдержанной оценкой экономических перспектив советского общества, которую дал в одной из своих статей в "Новом мире" советский ученый Н. Шмелев? ("Вашингтон пост").

Л. АБАЛКИН: Это не только точка зрения упомянутого вами автора, но и многих советских экономистов. Пока хозрасчет является неполным, непоследовательным, ограниченным, необходим целый ряд мер, одной из которых является реформа цен. Но не только. Нужна и перестройка банковской системы, нужны совершенна новые кредитные отношения. Без этих и других изменений хозрасчет полным быть не может, и серьезных перемен в экономике не предвидится.

- Сейчас много сообщений о том, что оппозиция перестройке, которая существует в СССР, проявила себя и в характере выборов делегатов на предстоящую партийную конференцию. Так ли это? (Канадское телевидение).

Т. ЗАСЛАВСКАЯ: Мне лично тоже пришлось знакомиться с результатами выборов на партийную конференцию, и мне кажется, что тот факт, что формирование делегаций фактически отдано в руки партийного аппарата, безусловно, сказывается на результатах, и процедура выборов далеко не во всех случаях может быть названа подлинно демократичной.

- Сейчас много говорится о социалистическом плюрализме. Но для того, чтобы это не осталось одной лишь свободой для разговоров, необходима система политических институтов, через которую различные мнения могли бы выражаться и сталкиваться. Как вы представляете такую систему? (Венгерское радио).

Т. ЗАСЛАВСКАЯ: Одной из причин недостаточно быстрого развития перестройки является распыленность сил ее сторонников. Я не вижу социальной основы для создания какой-либо дополнительной партии, но мне кажется, что наша Коммунистическая партия могла бы быть дополнена некоторыми новыми общественными образованиями типа Народного фронта или Союза содействия перестройке, который имел бы определенный политический статус и содействовал консолидации единомышленников. Сейчас важно создавать горизонтальные связи между сторонниками перестройки.

Кстати сказать, я не думаю, что в нашем обществе есть люди, не желающие перестройки, радикальных перемен. Есть те, кто пытается спустить ее "на тормозах". Я не могу назвать поименно этих людей в руководстве, политическом аппарате, поскольку мне ничего не известно о консолидации таких сил.

Отвечая на вопрос корреспондента Болгарского телеграфного агентства о полномочиях и целях XIX партийной конференции, Ф. БУРЛАЦКИЙ сказал:

Твердо установленных уставных полномочий партийных конференций нет. Я полагаю, что новая конференция будет иметь поворотное значение в выработке стратегии перестройки и закреплении превосходства сил революционных реформаторов.

***

24 мая в пресс-центре встречи на высшем уровне состоялась пресс-конференция по вопросам прав человека. На ней, в частности, были затронуты следующие вопросы:

- Можно ли гармонизировать разные концепции прав человека в мире, разделенном на разные политические системы?

А. ГРАЧЕВ, зав. сектором Отдела пропаганды ЦК КПСС: Мы учитываем сложившиеся реальности и готовы к тому, что вряд ли в ближайшее время будет достигнуто понимание по всему комплексу вопросов в области прав человека. Но есть сферы, в которых мы находим взаимопонимание. Например, долгое время американцы ставили вопрос следующим образом: что вообще следует считать правами человека? При этом утверждалось, что условия, обеспечивающие достойное человеческое существование, закрепленные в том числе в международных пактах, являются второстепенными. Но сейчас диспут по этому вопросу теряет черты "диалога глухих". С одной стороны, мы прислушиваемся к доводам американцев о необходимости обеспечения комплекса тех или иных гражданских прав: с другой стороны, и сами американцы проявляют понимание, что право на труд, жилье, образование также должны рассматриваться в общем комплексе прав человека.

- Когда будут освобождены последние советские политзаключенные?

А. ГРАЧЕВ: Прежде всего необходимо договориться о терминах. Очевидно, речь идет о лицах, осужденных по статьям 70-й и 190-й УК РСФСР. Количество осужденных по этим Статьям, как известно, сократилось до 13 человек. Поскольку пересмотр уголовного законодательства (этот процесс сейчас происходит) не означает его отмены, по каждому конкретному случаю необходимо решение судебных органов.

- Как относятся советские ученые к отсутствию в СССР права на забастовку?

И. КУЗНЕЦОВ, зам. директора Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства: У нас нет признания подобного права, но и нет запрета. В то же время в законодательстве некоторых социалистических стран такое право признано и закреплено. Но, на мой взгляд, более правильный курс для нас сейчас всемерное повышение роли трудовых коллективов, которые могут влиять на все сферы деятельности предприятия. Такая практика означает, что администрация в конечном итоге превращается в исполнительный орган трудового коллектива, что снимает возможные конфликтные ситуации.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно