ЧАСТО слышатся такие оценки: "Никакой перестройки пока нет, посмотрим, что будет дальше". А "дальше" ничего отрадного не будет - до тех пор, пока мы не перестанем мистически полагаться на наше "авось": авось перестройка все-таки произойдет сама собой, авось это будет к лучшему, а нет - что ж, нам не привыкать...
Страшно то, что в данном случае пресловутое "авось" может сыграть роковую роль, стать могильщиком добрых перемен. Мы все надеемся на кого-то и меньше всего ответственности возлагаем на себя. Что ж, нас к этому долго приучали, и вот сейчас мы пожинаем уже не первые плоды той "выучки". "Я - маленький человек, я - винтик. И за прежнее виноваты все кто угодно - от Сталина до Хрущева и Брежнева - только не я".
ВИНОВНОГО ИЩИ... В ЗЕРКАЛЕ
К сожалению, немногие из нас имеют мужество признать, что в содеянном повинны все мы, и справедливость не позволяет все "грехи" переложить исключительно "наверх". "Каждый народ достоин своего правителя" - мудрость древних веков остается мудростью и в наши дни. Правительство - это словно зеркало народа. А в нем, как и в партии, как и среди беспартийных - "в народе", есть честные и не очень, трудолюбивые и с ленцой, есть смелые, а есть и чрезмерно осторожные. Поэтому ожидать от правительства, партии того, что не в силах сделать весь народ в целом, по меньшей мере наивно. Как нелепо ждать, надеяться, что кто-то другой, неведомый все устроит, подготовит, а нам останется жить - уже по-новому: благородно, умно, красиво.
История народа создается его же руками. И мудрость истории в том, что судьба любой страны складывается из поступков каждого ее человека. Мы все ответственны и все для чего-то предназначены. Мог ли думать начальник Чернобыльской АЭС, что его беспринципность, халатность окажется столь роковой для страны, миллионов ее жителей?
...Работник ДЭЗа вовремя не почистил от снега крышу, и глыбой льда убило прохожего. Капитаны "Васева" и "Нахимова" проявили вопиющую беспечность, и произошла ужасная трагедия, погибли сотни людей. Многое в нашей жизни соткано из подобных случаев. И что, во всем этом снова виноваты не мы, а кто-то другой? До сих пор мы постоянно искали во всем "врагов народа". И находили - шпионов, диссидентов, словом, козлов отпущения. "Разгоняли" их, но дела от этого почему-то не шли лучше. Так не пора ли осознать, что своей плохой работой мы вредим себе больше, чем это мог бы сделать любой враг!
БЕЗОТВЕТНЫЕ "ПОЧЕМУ?"
В этой жизни многие из нас ведут себя, как герои народных сказок: или он царевич, или он дурак. Дурак мечтает - без труда - стать царевичем, и в сказках это ему лихо удается.
Почему мы сначала работаем на "авось" (рассуждая при этом о "высоких материях"), а потом героически (как царевич) преодолеваем создаваемые самими же трудности? Почему мы не приучим себя честно, постоянно, ровно и хорошо работать и по совести отвечать за сделанное? Почему мы все время уповаем на доброго "царя-батюшку", ждем доброго "барина" (из Москвы), который нас рассудит? Почему мы ищем виновных (а также и защиты) исключительно в "верхах"? Тогда зачем мы сами? Кто, кроме нас самих, испечет хлеб, сошьет одежду, вырастит детей, защитит от несправедливостей честного человека? Почему мы, вместо того чтобы писать очередное "прошение царю" (как это въелось в кровь!), извините, жалобу в ЦК с просьбой прислать комиссию, чтобы навела порядок, не беремся сами настойчиво наводить этот порядок? Конечно, это кропотливее и труднее, чем написать письмо, но зато результативнее! Да и где набрать столько людей, чтобы засылать комиссии во все концы страны по каждой жалобе, если мы сами призываем к сокращению управленческого аппарата?
КАКИЕ МЫ?
На память часто приходят вещие и гениальные салтыково-щедринские слова: "В наше время в России очень редко можно встретить довольного человека. Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой, что слишком много, один ропщет на то, что власть бездействует, другой - на то, что власть чересчур достаточно действует. Одни находят, что глупость нас одолела, другие, что слишком умны мы стали. Третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и приговаривают: "ну где такое безобразие видано?" Даже расхитители казенного имущества и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет".
Личные интересы людей часто не только разнообразны, но и глубоко противоречивы. Если нововведения касаются общества в целом, человек на словах выступает "за" - за то, чтобы и от него зависело, кого выбирать, за что критиковать и как жить дальше. Но когда они начинают затрагивать его собственную персону, то он часто оказывается категорически "против": и того, чтобы он был среди выбираемых, чтобы его критиковали, чтобы он больше сил вкладывал в работу, чтобы он отказался от личных благ во имя социальной справедливости.
Но сегодня, пожалуй, наибольшую опасность вызывают те, которые "между" ярыми противниками, "между" старым и новым. Они в ожидании результатов. Эта позиция стороннего наблюдателя идет, видимо, от апатии и боязни.
Нередко, когда речь идет о помощи в добром деле, мы бездеятельны и непростительно ленивы. В дурном - здесь некоторые из нас сплочены в стремлении "не дать", "запретить", "уничтожить". А доброе по зову души часто делается в одиночку. И в этом одиночестве люди беззащитны и ранимы. И вместо того, чтобы благодарно подставить им свое плечо, мы выжидаем: кто - кого? Именно при таком молчаливом попустительстве недобрые, но сплоченные силы творят зло.
Вот и сейчас: среди нас появились люди, которые предлагают новый путь, зовут к действию. Мы их поддерживаем, но больше на словах. Одних формально можно понять: изуверились. Но значит ли это, что можно жить по-старому? Нет и нет! Чем больше мы узнаем былых тайн, тем сильнее отторгаемся от того дурного, страшного, что было в прожитой жизни, тем активнее не хотим повторения уже сделанных нелепостей и бед.
ПЕРЕЙДЕМ ЛИ К ДЕЙСТВИЮ?
Одно дело - критиковать, и другое - действовать. Любая критика - это все-таки разрушение, на основе которого должно быть создано что-то новое, лучшее. Как Петр I создал прекрасный город на Неве, обязав каждого привозить на место болота хотя бы по одному камню, так и в нынешнюю перестройку нашего общего дома каждый должен положить свой кирпич.
Справедливости ради надо сказать, что многие не ожидают перемен, а давно уже, не щадя живота своего, энергично их приближают. Речь идет о строителе Травкине, хирурге Федорове, "архангельском мужике" Сивкове, председателе колхоза Стародубцеве, учителе Шаталове. В каждой отрасли, в каждом городе и районе есть сотни, тысячи людей, которые действуют, создают новую жизнь. Но их должны быть миллионы.
Основные ответчики и исполнители - мы сами. Поэтому, призывая критически оглядывать все вокруг, мы должны критически оценить и себя. Хорош ли ты сам? Чиста ли твоя совесть? Что ты сам сделал, чтобы усилить полезные перемены?
Все было. И хочется верить, что прошло. И чтобы эта вера оказалась крепче, в самый раз поддержать тех, от которых рождались перемены, которые подняли шлюзы для свежей и чистой воды. Нам пишут: "Нет сил гореть, бороться", "Нас уже столько раз агитировали, призывали и столько раз мы доверчиво кидались на помощь, что, поверьте, устали".
Верим, но будет страшно, если пророческими окажутся горестные некрасовские строки: "Вы еще не в могиле, вы живы, но для дела вы мертвы давно. Суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано".
Оставить все, как было, мы не вправе. Хотя бы для того, чтобы у наших детей не опускались от бессилия руки, не опустошались от неверия души. Наши ошибки нам же и исправлять. Наверное, каждый честный человек, читая сейчас материалы партийной конференции, должен прийти к выводу: "Если не я, то кто же?".