Сейчас, когда появилась надежда на мирное разрешение ирано-иракского конфликта, резко возрос, судя по письмам, интерес к тому, как живут в Иране. Идя навстречу пожеланиям читателей, публикуем статью о социально- экономическом положении в этой стране.
НАСЕЛЕНИЕ. В настоящее время численность населения страны превышает 51,7 млн. человек, а его ежегодный прирост составляет 1,75 млн. человек, что примерно равняется населению Кувейта. Поэтому некоторые иранцы не без гордости говорят, что в Исламской Республике прибавляется каждый год "по новому Кувейту".
В Иране проживает 9,8 млн. семей, в том числе более 5,6 млн. - в городах. Иранская семья состоит, как правило, из 5 человек.
Средства массовой информации ИРИ указывают, что 77%, или 7,5 млн. иранских семей имеют собственное жилье, а немногим более 12%, или 1,2 млн. - арендуют. Что касается остальной части населения страны, то, по статистике, она входит преимущественно в категорию семей, которые "пользуются жильем бесплатно". Фактически эти люди живут в скоплениях убогих лачуг, стихийно возникающих на окраинах городов.
ИДЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Нынешнее религиозно-политическое руководство Ирана, пришедшее к власти после свержения монархического режима в феврале 1979 г., проводит курс на полную "исламизацию" всех сторон жизни иранского общества, а за пределами страны стремится к экспорту "исламской революции" и созданию "истинно исламских государств" по образцу ИРИ.
В самом Иране, по данным его Главного статистического управления, 99,4% населения являются мусульманами, причем, в городах они составляют 99%, а в сельской местности - 99,8%.
ОБРАЗОВАНИЕ. В связи с ирано-иракской войной иранские власти приняли в 1980 г. решение закрыть университеты и другие высшие учебные заведения страны, которые вновь начали функционировать лишь в 1983 г. В течение этого периода проводилась тотальная исламизация всей системы образования. Резко сократилось количество изучаемых в университетах дисциплин, оттуда были уволены все женщины-преподаватели, а юноши и девушки стали заниматься раздельно. Преподавание всех предметов в средней школе подчинено воспитанию детей в духе глубокой религиозности и беспрекословного выполнения распоряжений властей.
Интересно отметить, что даже несмотря на социально-экономические трудности, руководство ИРИ изыскивает средства для обеспечения бесплатного школьного образования. Согласно официальным данным, только за 5 послереволюционных лет в Иране начало действовать больше школ, чем их было построено за все годы шахского режима.
Доля грамотных среди лиц старше 10 лет в 1987 г. составляла 62%. В 1985 г. было обнародовано решение правительства ИРИ о том, что всем неграмотным рабочим, успешно окончившим курсы ликвидации неграмотности, помимо выплаты единовременного вознаграждения в размере 10 тыс. риалов, будет прибавлено 5% к зарплате.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. В действующем в ИРИ законе о печати в качестве основного требования к издаваемым в стране газетам, журналам и книгам выдвигается обязательное "проявление верности исламской религии". Это довольно расплывчато сформулированное положение дает властям реальную возможность запрещения любых неугодных им изданий, литературных произведений и прочих печатных материалов.
В иранской прессе иногда, правда, допускаются публикации, критикующие рост цен, инфляции, недостатки в снабжении населения товарами первой необходимости, в том числе продуктами питания. Однако критика преподносится таким образом, чтобы отвести недовольство населения от властей и выставить виновниками существующих социально-экономических трудностей отдельных лиц из числа торговцев, перекупщиков и спекулянтов.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. По данным иранской печати, в Тегеране и двух-трех крупных городах страны 1 врач приходится на 3,5 - 5 тыс. человек, в других - на 15 - 20 тыс. жителей, а в некоторых сельских районах медицинские работники вообще отсутствуют. В городе Исфахане, например, население которого составляет более 1 млн. человек, попасть к врачу можно, только записавшись за 2 - 3 недели до приема, а вызвать врача на дом практически невозможно. При этом стоимость одного дня госпитализации (без учета операции) составляет в среднем 20 тыс. риалов.
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН. В мероприятиях властей ИРИ по "исламизации" всех сторон жизни иранского общества особое место отводится положению женщин. В соответствии с мусульманскими правовыми нормами, которые в совокупности известны как "законы шариата", женщины должны неукоснительно соблюдать, в частности, следующие правила и требования: мужчина официально считается в Иране главой семьи, а женщина подчинена ему; только мужчина имеет право на возбуждение развода; выходя замуж, девушка независимо от ее возраста, должна получить разрешение на брак от старшего мужчины в своей семье (отец, дед); мусульманка не имеет права выйти замуж за представителя другой веры, тогда как такой брак мужчины- мусульманина в принципе возможен. Женщинам запрещено работать по широкому кругу специальностей, в частности, быть судьями, геологами, археологами, занимать ряд инженерно-технических должностей и т. п. Более того, существуют определенные ограничения для занятий женщин спортом и некоторыми видами искусства, например, даже такими, как музыка, пение, танцы.
После революции был снижен минимальный возраст для вступления в брак девушек (с 15 до 13 лет). В соответствии с исламскими традициями и законами, мужчинам разрешено иметь одновременно 4-х постоянных жен. (В Иране существует также специфический институт так называемых временных жен - "сигэ". В такой "брак" мужчина может вступить по специально оговоренным в исламском законодательстве довольно простым правилам, например, в случае длительного отъезда и пребывания вне дома).
Для обвинения женщины в тех или иных нарушениях законов шариата достаточно показаний 2 - 3-х мужчин-свидетелей. Причем приговор, вынесенный исламским шариатским судом, обжалованию не подлежит и приводится в исполнение немедленно.
Что касается самих наказаний, то они, как правило, не отличаются от средневековых (например, бичевание, побитие камнями, отрезание конечностей). Исполнение смертного приговора в отношении беременной женщины может быть отсрочено лишь до рождения ребенка.
Максимально ограничивая социальную активность иранских женщин, власти вместе с тем пытаются вовлечь их в свои политические и военные мероприятия. Так, женщин широко привлекают к участию в массовых манифестациях и митингах в поддержку режима, в стране создаются специальные центры для военного обучения иранок, которых все чаще можно видеть как в военизированных формированиях добровольцев, так и в регулярных частях вооруженных сил ИРИ.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. В последние годы в Иране отмечается неуклонное снижение жизненного уровня трудящихся. По некоторым данным, 19% трудоспособного населения Ирана не имеют работы, хотя, как пишет французский журнал "Ви увриер", подлинная цифра, возможно, в 2 раза выше.
По оценкам американской газеты "Филадельфия инкуайрер", предприятия Ирана, испытывающие недостаток сырья и запасных частей, работают на 25 - 40% своей мощности. Считается, что годовой уровень инфляции составляет примерно 20% в год, хотя существуют мнения, что он достигает 50%.
Серьезной проблемой являются трудности с товарами первой необходимости, цены на которые, в том числе на продукты питания, постоянно растут. В Иране действует карточная система на основные виды продовольствия и промышленных товаров.
Многие представители малоимущих слоев населения, как например, бедняки, проживающие в южных кварталах Тегерана, питаются один раз в день и в основном потребляют в пищу хлеб, брынзу и зелень, притом в очень ограниченных количествах.
О сложившейся в Иране ситуации в социально-экономической сфере можно, в частности, судить на примере положения трудящихся в провинции Исфахан - одного из наиболее развитых и экономически важных районов страны. Зарплата рабочих государственных и частных промышленных предприятий, среднего звена служащих не превышает здесь в среднем 50 тыс. риалов. Из этой суммы примерно 35 тыс. уходит на оплату жилья, 5 тыс. составляют расходы на коммунальные услуги (вода, газ, электричество), 3 тыс. отчисляются на социальное страхование.
В Исфахане месячная норма распределения основных продуктов питания по карточной системе на одного жителя провинции включает в себя следующее: 750 г мяса (баранины или говядины), 750 г мяса кур, 700 г куриных яиц, 1 кг риса, 720 г сахара, 250 г сыра, 125 г сливочного масла. В то же время цены "черного" рынка недосягаемы для подавляющего большинства жителей как в этой, так и в других провинциях. В частности, в течение нескольких месяцев 1987 г. в Исфахане цены на рынке поднялись на 1 кг мяса до 3 тыс. риалов, кур - до 1,5 тыс., сыра - до 1,2 тыс., риса - до 800 риалов, а масло и молоко практически исчезли с прилавков.
На многие товары в Иране, в том числе на импортные вещи, которые можно найти лишь на "черном" рынке, цены достигают астрономических цифр. Так, банка растворимого кофе западногерманской фирмы "Нескафе" стоит в Иране около 16 тыс. риалов, местные сигареты "Тир" продаются по 640 риалов за пачку, а автомобильные покрышки в цене сравнялись с ювелирными изделиями - 80 тыс. риалов за штуку.
Иранская газета "Эттелаат", сравнивая валовой внутренний продукт страны 1977/78 финансового года с 1985/86 г., пришла к выводу, что с учетом прироста населения, иранцы за этот период стали на 43% беднее.
Каждая новая вспышка военных действий на фронте не только множила число жертв, но и вела к усилению эксплуатации иранских трудящихся, ухудшению условий их жизни. Не соблюдаются и без того ограниченные социально- экономические права трудящихся, не имеющих своих профессиональных союзов и ни одной политической партии. Под предлогом необходимости мобилизации усилий на борьбу "с врагами веры" любые формы проявления недовольства, в том числе забастовки, расценивались властями как "оскорбительные" в отношении "защитников ислама".