Стабильность и управляемость обществом в переходные периоды в большой мере зависят от того, что условно называется "общественным настроением", Поэтому важно вовремя понять, в каком направлении меняется социальная удовлетворенность, как оценивает человек свое социальное положение и справедливость в обществе.
Вот результаты двух телефонных опросов (по 550 человек в 1988-м и октябре 1990 гг.)
Для социальной удовлетворенности человека все более важным становится оценка им своего заработка и дохода. В 1990 г. средний заработок опрашиваемых увеличился по сравнению с 1988 г. в среднем на 45 - 50 руб. Однако считающих, что этот заработок соответствует трудовому вкладу, в 1990 г. стало меньше - 29,1% (от ответивших на данный вопрос), тогда как в 1988 г. их было 47,9%.
* Та же тенденция наблюдается по отношению к доходам. Средний доход на человека в семье, по оценкам ответивших, увеличился за эти два года примерно на 10 руб., а удовлетворенность им упала с 40,3% до 19,6%.
Итак, заработок и доход растут, а удовлетворенность ими падает. Здесь возможны два объяснения. Или рост доходов резко отстает от реального роста стоимости жизни, или увеличивается число малооплачиваемых, малообеспеченных. Или и то и другое вместе.
* В связи с этим представляет интерес отношение людей к сбережениям. В 1990 г. 31% опрошенных сообщили, что им удается что-то откладывать, делать сбережения, 66,5% - что не удается и 2,5% не захотели обсуждать эту тему.
В 1988 г. были заданы вопросы о том, представители каких профессий и должностей получают у нас самую низкую и самую высокую зарплату. А в 1990 г. мы спрашивали, у каких групп населения, по мнению отвечающего, резко повысятся или понизятся доходы в ближайшее.
* В 1988 г. к наиболее бедным слоям 38,1% ответивших отнесли представителей неквалифицированного труда (уборщицы, чернорабочие, почтальоны, санитарки), 31,3% - ИТР, служащих, младших научных сотрудников, "среднюю интеллигенцию", 15,2% - медицинских работников, 6% - учителей и работников дошкольных учреждений, 6% - пенсионеров и работников службы быта.
В 1990 г. 28,4% считали, что резко снизятся доходы у живущих на зарплату, 24,4% - у пенсионеров, 11,3% - у малооплачиваемых ("малоимущих", "кто сейчас беден"), 5,5% - у ИТР, служащих, 4,4% - у представителей неквалифицированного труда, 1,8% - "у всех" и 1,5% - у тех, кто не хочет работать.
* В 1988 г. к богатым 48,7% ответивших причислили партийный и государственный аппарат, 25% - научных работников и работников литературы и искусства, 14,6% - рабочих тяжелых, вредных и высококвалифицированных профессий, 7 % - военнослужащих и 3 % - представителей теневой экономики.
В 1990 г. почти половина ответивших (46,8%) считали, что в ближайшем будущем резко повысятся доходы у деловых, людей (кооператоры, предприниматели, арендаторы, индивидуалы, рантье, акционеры, работники СП), 10% предполагали, что у аппарата, 9,7% - у представителей теневой экономики и 4,2% - у торговых работников.
А вот оценка нежелательных последствий, возможных при переходе к рыночной экономике. "Страх N 1" - неконтролируемый рост цен, на него указали 53,6% опрошенных.
Затем с большим отрывом идет группа проблем, воспринимаемых менее остро: резкий рост безработицы (12,2%) и сдерживание, "замораживание" роста заработной платы трудящихся (11,3%). Безработицы почему-то редко боится молодежь до 24 лет, выпускники средней школы и ПТУ и те, у кого доход на душу меньше 70 рублей. И на третьем месте - увеличение неравенства в доходах (5,6%), денежная реформа (обмен денег) (4,0%) и введение карточек на большинство продуктов и товаров (2,4%).
* Каким вам представляется будущее нашей страны в ближайшие десять лет? Оптимистический взгляд высказали 29,2% опрошенных, трезво - нейтральный - у 17,3%, опасливо - неопределенный - у 25,2% и пессимистический - у 21,5%. Состав этих групп "по взглядам" не одинаков. В числе оптимистов относительно больше руководителей, чем рядовых работников, женщин больше, чем мужчин, служащих - чем рабочих, и пожилых людей больше, чем молодых.
Н. НАУМОВА, кандидат философских наук, В. СЫЧЕВА