Право выхода на внешний рынок, многие годы монополизированное двумя-тремя ведомствами, ныне дано многим. И не найти, наверное, предприятия, которое не строило бы планы деятельности за рубежом. Но как реализовать свое право на практике? Об этом рассказывает генеральный директор недавно созданной Ассоциации делового сотрудничества с Югославией (АДС "Славия") А. ГАНИН.
"АиФ". Главный смысл перестройки в области внешнеэкономических связей - в том, чтобы высвободить предприятия и организации из ведомственных "тисков", развязать им руки. И вдруг появляется еще одно новое звено в бюрократической цепочке. Для чего?
А. Г. Дело как раз в том, что "Славия" представляет собой совершенно новый тип организации - вневедомственной.
Для выхода предприятий на внешний рынок, осуществления экспортно-импортных операций, прямых связей, создания совместных предприятий и т. д. им необходимо разрешить массу вопросов. И мы здесь выступаем как посредники.
"АиФ". А почему вами выбрана именно Югославия?
А. Г. Югославия вообще занимает особое место во внешнеэкономических связях СССР. Кроме того, в советском экспорте в СФРЮ 50% приходится на энергоносители, и резкое падение мировых цен на нефть привело к образованию задолженности нашей страны в расчетах с Югославией.
Поправить положение непросто. Обеим сторонам не хотелось бы идти по пути сокращения наших закупок в СФРЮ. А возможности погасить нашу задолженность значительным увеличением поставок сырьевых товаров нет, да это было бы и неправильно. В свое время, когда ситуация была обратной, СССР использовал свой актив в торговле для закупок в СФРЮ нетрадиционных товаров.
Поэтому одной из главных наших задач и является развитие экспорта в СФРЮ товаров нетрадиционного экспорта. Ведь, будучи вневедомственной организацией, Ассоциация, естественно, не может оперировать товарами, включенными в государственные планы. Она призвана использовать возможности советских предприятий, организаций, кооперативов по производству нетрадиционных, товаров вне плана, сверх госзаказа.
"АиФ". А каковы конкретные формы работы Ассоциация с советскими клиентами? Что вы можете предложить нашим предприятиям?
А. Г. Прежде всего, о каких предприятиях идет речь. Сейчас в торговле с Югославией участвует ограниченный круг предприятий, в основном находящихся в центре и крупных промышленных зонах. А периферия выключена из этой деятельности. И наша задача найти и вовлечь во внешнеэкономический оборот потенциальных поставщиков.
Во-вторых, мы будем вовлекать в торговлю те ресурсы, которые ранее не использовались. Например, такими товарами, как стеклобой и т. п., Министерство внешнеэкономических связей заниматься не будет. А это ценное сырье. Кроме того, улучшится и экологическая ситуация.
В-третьих, по подсчетам наших экономистов, на предприятиях скопилось неликвидов на миллиарды рублей. Можно было бы найти и им применение во взаимной торговле.
Всем заинтересованным организациям сообщаем наш адрес: Москва, Куйбышева, 6, тел.: 244- 43-35 и 925-16-03.