МОСКВА, КРЕМЛЬ, Президиум Верховного Совета СССР. Сотни писем и телеграмм поступают ежедневно по этому адресу. Сегодня главное место среди них занимают отклики на опубликованные для всенародного обсуждения проекты Законов об изменениях и дополнениях Конституции и о выборах народных депутатов СССР.
Какова же судьба этих документов, учитываются ли мнения людей при окончательной подготовке законов? Этот вопрос интересует и волнует многих наших читателей.
Сразу же после опубликования документов здесь была создана специальная депутатская подготовительная комиссия и при ней две рабочие группы специалистов и ученых, на которых легла вся тяжесть систематизации и анализа предложений и уточнений по текстам проектов.
- Хотя проекты законов тщательно готовили несколько комиссий, в состав которых входили ученые и специалисты Института государства и права АН СССР, Института советского законодательства, сотрудники юридических отделов Совета Министров СССР, ВЦСПС, других ведомств, - сказал руководитель комиссии, заместитель председателя ВЦСПС В. Ломоносов, - пришлось поработать и нам. Мы получили свыше 120 тыс. предложений и замечаний. И они продолжают поступать.
Подготовительная комиссия заседала трижды. В ее работе участвовали приглашенные специалисты, представители союзных республик, журналисты. Каждый раз внимательно изучался характер полученных материалов, решение по ним рабочих групп.
Практически нет такой статьи законопроектов, которая бы не обсуждалась, не была бы осмыслена специалистами с учетом различных мнений и предложений. По многим из критических замечаний в рабочих группах и на заседаниях комиссии велись дискуссии. Острую реакцию, например, вызвало предложение изъять из ст. 7 проекта Закона о выборах народных депутатов положение о том, что при определении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов вправе присутствовать представители печати, телевидения, радио. Предложение было отвергнуто.
Уточнен пункт 2 ст. 108, вызвавший наибольшее количество возражений в прибалтийских республиках. В новой редакции он сформулирован так: "принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР". Из пункта 12 ст. 108 предложено убрать слова о том, что к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится отмена законодательных актов, принятых высшими органами государственной власти союзных и автономных республик. Следует отметить, что и ряд других поправок в проекты направлен на то, чтобы создать необходимые условия для обеспечения большей самостоятельности республикам. Так, в ст. 113 (пункт 7) предложено включить слова, что Верховный Совет осуществляет законодательное регулирование в пределах компетенции Союза ССР, а из пункта 9 этой статьи исключить слова о том, что Верховный Совет определяет основные направления деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, оставив лишь положения об установлении им общих начал деятельности указанных органов. Ст. 119 предложено дополнить положением о том, что Президиум Верховного Совета СССР "публикует на языках союзных республик законы СССР и другие акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президиумом Верховного Совета, Председателем Верховного Совета СССР".
Значительное количество предложений поступило по ст. 152 о порядке избрания судей. Депутатская подготовительная комиссия согласилась с этими предложениями и внесла поправку с тем, чтобы районные, городские, окружные, областные, краевые суды избирались соответствующими вышестоящими Советами народных депутатов.
В проекте Закона СССР о выборах народных депутатов СССР комиссия предложила снять ограничения численности трудового коллектива, необходимой для правомочности выдвижения кандидатов в депутаты с учетом предложений трудящихся. Во многих статьях исключены слова "как правило".
Твердость и взвешенность проявляли депутаты и специалисты при обсуждении предложений, имеющих спорный характер. Касались они, например, режима деятельности Верховного Совета, продолжительности его сессий, порядка освобождения членов Верховного Совета от выполнения служебных или производственных обязанностей, полномочий Комитета конституционного надзора и некоторых других вопросов. Депутатская подготовительная комиссия пришла к выводу, что учитывать их нецелесообразно, так как в проектах законов эти вопросы решаются более четко и большинством поступивших отзывов поддерживаются как отвечающие задачам перестройки.
Не нашли поддержки предложения и замечания, направленные на излишнюю детализацию обсуждаемых конституционных норм. Хотя большинство из них не вызывает возражений по существу, однако они выходят за рамки конституционного регулирования и могут найти свое отражение в текущем законодательстве.
Были отвергнуты предложения, неприемлемые по существу. Например, о том, что постановления и распоряжения Правительства СССР обязательны для союзных республик только после их ратификации Советом Министров союзной республики, о предоставлении союзной республике права вето на законы СССР, если они касаются республики. Комиссия не сочла возможным принять подобные предложения, поскольку они идут вразрез с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции.
Поступило в Президиум Верховного Совета СССР и много предложений, выходящих за рамки нынешнего первого этапа политической реформы. Они затрагивают те разделы, главы и статьи Конституции, которые не выносились на обсуждение. Признавая их важность, депутатская комиссия считает, что они найдут свое решение позже, на последующих стадиях реформы политической системы.
В проект Закона об изменениях и дополнениях Конституции СССР подготовительная комиссия предложила внести более 40 поправок и уточнений, затрагивающих 24 статьи из 53, вынесенных на обсуждение. Свои выводы и предложения она представила на рассмотрение совместного заседания Комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей, которое состоялось 19 ноября.
И здесь царила атмосфера деловитости и высокой ответственности. Перед собравшимися со своими предложениями и замечаниями выступило свыше десяти депутатов. И вновь вносились дополнения, уточнения, поправки формулировок. Председатель исполкома сельсовета из Татарии Г. Садретдинова предложила уточнения в проект Закона о выборах народных депутатов. Первый заместитель Председателя Верховного Суда СССР С. Гусев и заместитель Генерального прокурора СССР А. Васильев внесли поправку в ст. 96, отстаивая право судей и прокуроров быть избранными в состав Советов. Юристы их работе не помешают, а лишь облегчат ее, повысят авторитет органов власти, считают они. Эти поправки делегаты одобрили. А вот предложение члена Комиссии законодательных предположений мастера текстильной галантерейной фабрики "Лента" М. Фомичевой - считать законы Союза принятыми лишь в том случае, если за них проголосуют все группы депутатов, представляющие союзные республики, - было решительно отвергнуто. Не прошло и предложение директора совхоза "Тарту" депутата Х. Парика - принять только изменения и дополнения к законопроектам, которые необходимы для проведения выборов в высший орган государственной власти, а рассмотрение остальных отложить.
Так проходило совместное заседание комиссий. При двух воздержавшихся депутаты приняли проекты законов с внесенными в них изменениями и решили представить их на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.
Депутатской подготовительной комиссии и рабочим группам при ней предложено продолжать работу по изучению и обобщению поступающих предложений от трудящихся и общественных организаций, с тем чтобы учесть их при дальнейшей работе над проведением политической реформы в стране, совершенствованием законодательства, во всех процессах демократизации жизни нашего общества.