28 ноября был опубликован отчет о заседании Президиума Верховного Совета СССР, выступление на нем М. С. Горбачева и Указ Президиума о несоответствии некоторых законодательных актов, принятых внеочередной сессией Верховного Совета Эстонской ССР 16 ноября, Конституции СССР. Газета "Советская Эстония" опубликовала ответы министра юстиции ЭССР А. КИРИСА на некоторые связанные с этим вопросы.
- Как проходило заседание Президиума Верховного Совета СССР?
- С докладом выступил председатель Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного Совета СССР Г. Разумовский, который изложил общее мнение Комиссий законодательных предположений обеих палат Верховного Совета о законности принятых внеочередной сессией Верховного Совета нашей республики законодательных актов Одновременно он представил проект Указа Президиума Верховного Совета СССР, подготовленный Комиссиями. В нем отмечалось, что решения нашей сессии - Закон о дополнении Конституции Эстонской ССР в четырех пунктах - втором, третьем, четвертом и пятом, а также Декларация в третьей и четвертой частях - противоречат Конституции СССР. Отсюда вытекало предложение признать эти акты недействующими.
Надо сказать, что последовавшее за этим обсуждение было весьма критичным. Сначала выступил А. Рюйтель, затем - еще девять человек, в основном Председатели Президиумов Верховных Советов союзных республик, потом тов. Горбачев. Оценка во всех выступлениях была единодушной и совпадала с изложенной Комиссиями Верховного Совета СССР.
- Компетентен ли Президиум Верховного Совета СССР выносить такого рода решения, отменяя волеизъявление высшего органа государственной власти республики?
- Для этого надо заглянуть в статьи Конституции СССР, определяющие компетенцию Союза ССР и союзных республик. В первую очередь это статья 73, согласно которой ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления подлежит, среди прочего, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия ей Конституций союзных республик. В то же время отменить законы, принятые Верховным Советом союзной республики, никто, кроме самого законодателя, не может. Президиум Верховного Совета страны согласно статье 121 имеет право отменять в случае несоответствия их закону лишь постановления Советов Министров союзных республик. Но пункт четвертый этой статьи возлагает на Президиум Верховного Совета СССР контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР. Так что Президиум Верховного Совета СССР имел право на такую оценку законодательных актов Эстонской ССР.
- Можно ли это расценивать так, что названные в указе акты как бы не существуют?
- В юридическом смысле именно так. Они не имеют юридической силы, поскольку согласно статье 74 Конституции СССР при расхождении закона союзной республики с союзным законом действует Закон СССР.
- И все-таки насколько законодательные акты, принятые Верховным Советом ЭССР 16 ноября, противоречат Конституции СССР?
- Президиум Верховного Совета СССР признал недействительными четыре статьи Закона ЭССР об изменении Конституции ЭССР из шести. Следовательно, две статьи всесоюзному законодательству не противоречат. Это статья 1, согласно которой изменена преамбула Конституции ЭССР, где говорится, что неотъемлемой частью правовой системы республики являются признанные государствами мира, в том числе и Советским Союзом, международные пакты. Не было и претензий к статье 6, которая вводила в политическую систему новое понятие - общественные движения. Среди признанных недействительными - разные статьи. Так, статья 2 фиксирует принцип, что гражданам и юридическим лицам в Эстонской ССР гарантируется судебная защита конституционных прав. Здесь несоответствие заключается в том, что юридическим лицам гарантируется защита конституционных прав не только судом, но и арбитражем, то есть речь шла не о принципиальном расхождении, а о юридической некорректности. Статьи 3 и 4 Закона ЭССР, касавшиеся введения в конституционную терминологию понятия частной собственности и фиксирования исключительной собственности республики, признаны также противоречащими Конституции СССР. И здесь, как мне кажется, различие состоит в концептуальном подходе. Но факт остается фактом - в действующей Конституции СССР эти вопросы решены иначе, чем в дополнении к Конституции ЭССР. Принципиальное значение имеет поправка к статье 74 Конституции ЭССР, устанавливающая приоритет законов ЭССР на территории республики. Та же мысль зафиксирована в частях 3 и 4 Декларации Верховного Совета ЭССР. И это, очевидно, были положения, которые привлекли больше всего внимания и вызвали наибольшее противостояние на заседании Президиума Верховного Совета СССР. Так что, если еще можно как-то оспаривать соответствие или несоответствие Конституции СССР статей 2, 3 и 4 Закона ЭССР, принятого 16 ноября, то оспаривать несоответствие статьи 5 и двух частей Декларации очень трудно. Они расходятся с одним из принципиальных положений Конституции СССР. Конечно, здесь есть юридические проблемы, которые можно обсуждать, привлекая статью 76 Конституции СССР, - очень сложен вопрос взаимосвязи суверенитета СССР и союзных республик.
Но принцип, что на территории СССР устанавливается приоритет законов СССР, в действующей Конституции страны зафиксирован абсолютно четко.
- Не начали ли мы, так сказать, не с той стороны? Может быть, стоило начать с законодательной инициативы о введении соответствующих изменений в Конституцию СССР, которая, как мы знаем, в своей основе была принята еще в 1936 году и несколько доработана в 1977 году? Это не поздно сделать еще и сегодня.
- XIX Всесоюзная партконференция предусмотрела проведение политической реформы, что не может быть осуществлено без пересмотра основных положений Конституции. Как известно, изменения, которые внесены сессией Верховного Совета СССР в Конституцию, - лишь первый этап реформы политической системы. Поэтому, бесспорно, все вопросы, касающиеся отношений СССР и союзных республик, не будут в дальнейшем обойдены вниманием. Это подчеркивал и тов. Горбачев в выступлении на заседании Президиума Верховного Совета СССР. Поэтому заслуживает особого внимания второй пункт Указа, принятого на заседании, согласно которому признается целесообразным в рамках следующего этапа политической реформы разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов для обеспечения политических, социально-экономических интересов союзных республик, расширения и защиты их суверенных прав в Союзе ССР. Так что эта работа еще впереди, а поскольку она будет проходить с участием союзных республик, мне кажется, что мы должны теперь использовать именно этот путь - активное включение во всесоюзное законодательное творчество - для достижения поставленных нами целей. Тов. Рюйтель в выступлении на заседании президиума Верховного Совета СССР отметил, что изменения и дополнения нашей республиканской Конституции можно рассматривать и как предложения по совершенствованию союзного конституционного законодательства.
* * *
Прочитал в "Правде" за 1 декабря сообщение пресс-бюро МВД СССР о событиях в Азербайджане и Армении. Изменилась ли обстановка за последние сутки?
Г. Сулимов, Москва
На этот вопрос наш корреспондент А. УГЛАНОВ попросил ответить заместителя начальника пресс-бюро МВД СССР Ю. АРШЕНЕВСКОГО.
ПО ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКЕ за последние сутки - с 30 ноября по 1 декабря - обстановка в Азербайджанской и Армянской ССР остается сложной. Из той и другой республик продолжается отток беженцев.
Лишь за последние сутки в Азербайджан прибыли 3172 человека, или 738 семей. Общее число беженцев из Армении достигло около 60 тыс.
На треть больше по сравнению с предыдущими сутками прибыло беженцев из Азербайджана в Армению - 11 107 человек, или 2087 семей. Общее число беженцев уточняется.
В ряде городов Азербайджана - Баку, Таузе, Джебраиле, Евлахе, Исмаиллы проходили несанкционированные митинги.
Сохраняется напряжение в социально-экономической жизни республик. В Баку, например, из 260 предприятий не работало за эти сутки 141. В общей сложности не вышли на работу 37 тыс. человек. В результате недодано промышленной продукции на 3,5 млн. рублей.
В Ереване не работало 70% промышленных предприятий, а в целом по республике - каждое второе.
Службой правопорядка ведется работа по выявлению и изобличению лиц, совершающих хулиганские действия, другие преступления и правонарушения. За участие в погромах и хулиганских действиях арестован работник Степанакертской швейной фабрики Микаэлян 1970 года рождения.
За нарушение комендантского часа в Баку задержано 556 человек, в Кировабаде - 61, Степанакерте - 12.
По последним данным, в результате создавшейся ситуации, в обеих республиках число погибших составляет 28 человек. Эта цифра включает в себя и жертвы обстоятельств, не связанных напрямую с конфликтными ситуациями. Есть раненые.
* * *
Не является ли приостановка вывода советских войск из Афганистана нарушением Женевских соглашений?
В. Поршнев, Горький
ВЫСТУПАЯ на брифинге в пресс-центре МИД СССР, первый заместитель министра иностранных дел А. А. Бессмертных отметил, что есть срок, установленный Женевскими соглашениями, к которому должен быть осуществлен полный вывод советских войск из Афганистана (15 февраля 1989 г.) В силу той военно- политической обстановки, которая сложилась там в настоящее время, вывод войск приостановлен. В данном случае не столько важна дата, когда этот вывод будет продолжен, сколько дата, к которой он будет завершен. Советские войска уходят из Афганистана по доброй воле Советского правительства, они будут выводиться оттуда в условиях нормализации обстановки. Условия, которые сейчас пытаются навязать бандформирования оппозиции, не соответствуют задаче нормального вывода советских войск.
* * *
Прочитал в печати, что СССР передал в ООН 690 млн. долл. для оказания помощи Афганистану. Какие еще страны оказывают помощь правительству в Кабуле и в каких размерах? В каком виде ООН будет реализовывать указанные средства?
Н. Нечай, г. Обухов
ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ Женевских соглашений по Афганистану в апреле с. г. по инициативе генерального секретаря ООН была разработана Программа чрезвычайной гуманитарной и экономической помощи Афганистану. Программа, получившая название "Операция Салям" (мир), рассчитана на 3 года. Первый этап программы (1989 - 1990 гг.), оцениваемый в 1 млрд. 160 млн. долл., ориентирован на предоставление гуманитарной международной помощи на цели возвращения, расселения и обустройства афганских беженцев, число которых, по разным оценкам, составляет от 3 до 5 млн. человек.
Помимо этой программы, самостоятельные программы помощи Афганистану разрабатываются в рамках таких организаций, как Программа развития ООН (ПРООН), Управление делам беженцев (УВКБ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Мировая продовольственная программа (МПП) и др.
Для практической реализации этих программ генеральным секретарем ООН назначен специальный координатор программ ООН по оказанию гуманитарной и экономической помощи Афганистану Садруддин Ага Хан - высокоавторитетный деятель международного масштаба.
Советский Союз активно поддержал усилия генерального секретаря ООН и С. Ага Хана по мобилизации международной помощи Афганистану, рассматривая программы ООН как реальное материальное наполнение Женевских соглашений по верховного комиссара ООН по Афганистану.
12 октября с. г. по инициативе генерального секретаря ООН была созвана Международная конференция по объявлению взносов в программы гуманитарной помощи Афганистану, в которой приняли участие свыше 60 стран, а также представители международных правительственных и неправительственных организаций.
Общая сумма объявленных на конференции западными странами взносов составила около 200 млн. долл. в дополнение к ранее выделенным в распоряжение С. Ага Хана 97 млн. долл. (в том числе Япония - 60 млн. долл., Италия - 40 млн. долл., ФРГ - 27 млн. долл., ЕЭС - 24 млн. долл., Канада - 18 млн. долл., Франция - 12 млн. долл., Дания - 8,3 млн. долл., Швеция - 7 млн. долл.)
Уже после конференции японское правительство объявило о выделении на программы ООН по Афганистану дополнительно 60 млн. долл.
В то же время западные державы оговаривают, что выделяемые ими финансовые ресурсы должны предоставляться исключительно в распоряжение афганской оппозиции. Многие из них связывают свою будущую помощь с полным выводом советских войск из Афганистана.
Американская делегация на конференции, сославшись на бюджетные трудности и неопределенную ситуацию, связанную с президентскими выборами в США, ограничилась лишь обещанием рассмотреть в будущем возможность выделения средств (около 142 млн. долл.) на помощь Афганистану.
Что касается Советского Союза, то он действительно объявил на конференции о своем взносе в программы ООН по оказанию помощи Афганистану в форме безвозмездных поставок, которые включают товары народного потребления, в том числе продовольствие, одежду, обувь, медикаменты, ткани, школьные принадлежности, оборудование и материалы для создания объектов в различных областях экономики и в соответствии с программами ООН. Вклад Советского Союза программы ООН по оказанию помощи Афганистану получил высокую оценку со стороны генерального секретаря ООН, международной общественности, средств массовой информации. Этот шаг положил конец пропагандистской кампании, которая велась в ряде западных, а также других стран о том, что Советский Союз якобы уклоняется от международных усилий по оказанию помощи Афганистану.
В. ИГОРЕВ