Репортаж нашего корреспондента из Московского городского НИИ скорой помощи им. Я. В. Склифосовского.
ОТДЕЛЕНИЕ РЕАНИМАЦИИ. Посеревшие от боли, горя и испытаний лица пострадавших. Глаза родственников, полные слез и страдания. Осунувшиеся лица врачей.
Что сразу поражает - у всех пострадавших почти одинаковые глаза - широко открытые, с отрешенным взглядом, в глубине - безмерная душевная боль.
Они пережили не только тяжелое физическое страдание, но и страшную психическую травму, тяжелейший стресс. Многие из них были свидетелями гибели товарищей, родственников, слышали крики, стоны, плач детей. Долгие часы провели они под обломками, в полной темноте, сдавленные со всех сторон и травмированные, в полуобморочном состоянии.
И здесь, и в Армении, куда выехала группа сотрудников Всесоюзного научного центра охраны психического здоровья, есть больные, нуждающиеся в особой заботе опытнейших психиатров, психоневрологов и психологов. Мало кто из пострадавших способен сейчас что-то рассказать, с трудом отвечают они на вопросы врачей - столь велики горе и душевное потрясение.
Особенно больно смотреть на Асю - 27-летнюю медсестру ленинаканского родильного дома. Ампутация обеих ног. Немые глаза, которые от горя уже не могут плакать, почерневшее лицо, седые волосы. Рядом убитая горем мать.
В тот памятный теперь всем день, закончив дежурство в больнице, она вернулась домой. Перед самым началом землетрясения мать Аси с ее маленькой дочерью вышли в магазин. Ася осталась дома, от которого буквально через несколько минут осталась груда развалин.
18 часов находилась она под обломками дома. Когда мать вместе с оставшимися в живых людьми разгребли завал и добрались до охрипшей от крика и боли Аси, то оказалось, что ее ноги придавлены большой бетонной плитой, сдвинуть которую люди не смогли. Понадобилось немало времени, чтобы найти кран. Эти несколько часов, показавшихся вечностью, мать держала дочь за руки и теплом своего сердца поддерживала в ней жизнь. Трудно даже представить, что пережили эта молодая хрупкая женщина и ее мама в эти часы.
Когда я спросил Асю, помнит ли она, о чем думала, находясь под обломками дома, она вдруг еле вымолвила: "Я была хорошей медсестрой". Внутренние слезы не давали ей говорить, но глаза были сухие от пережитого горя и страдания.
На месте родильного дома, в котором работала Ася, - груды развалин. Сразу после землетрясения из каменного плена удалось вызволить только 24 больных, 14 беременных женщин и двух новорожденных. До остальных добраться не удалось.
Рядом с Асей лежит женщина с почерневшим от горя лицом. Ее муж погиб в завале, но она ничего не знает, и врачи, щадя ее психику, не говорят ей об этом.
В другой палате лежит мужчина, находившийся под развалинами жилого дома более двух суток. В момент землетрясения он вместе с семьей - женой и двумя детьми - находился дома. Когда их раскопали, мертвая жена лежала рядом с мужем, тут же - два погибших ребенка. Как мне сказали сотрудники института, один из них где-то в течение суток был жив, кричал и умер рядом с бессильным помочь ему отцом. Есть ли в жизни такая мера, которой можно измерить горе этого человека?
Институт скорой помощи им. Склифосовского одним из первых принял участие в оказании медицинской помощи пострадавшим от землетрясения. Буквально через несколько часов после несчастья в Армению вылетели 20 сотрудников института во главе с директором - профессором В. Г. Теряевым, уже имеющим опыт работы в подобной ситуации. Он возглавлял группу советских медиков, оказывавших помощь после землетрясения в Алжире.
В селе Маралик, в 25 км от Ленинакана, чудом осталась целой 80-коечная больница. Не было света, воды. Тем не менее сотрудники института, арендовав у военных переносной генератор, уже через шесть часов после начала землетрясения тремя бригадами врачей приступили к оказанию помощи и операциям. Менее чем за 10 часов они оказали помощь почти двумстам пострадавшим. Треть из них была в крайне тяжелом состоянии и не выдержала бы транспортировки в республиканскую больницу.
В это время в Москве, в Институте скорой помощи им. Склифосовского готовились принять первых пострадавших. Сейчас здесь 51 больной, в основном из завалов. Все в тяжелом состоянии, с множественными травмами. 36 человек прошли через реанимационное отделение, двоих спасти не удалось.
Основных проблем две. Первая: краш-синдром (синдром сдавливания), который клинически проявляется у пострадавших, как правило, на третьи сутки и требует особого внимания врачей. Вторая - массивная раневая инфекция. Сейчас в чисто реанимационных мероприятиях никто из больных не нуждается. Но примерно трети из них необходимы сеансы "искусственной почки" в связи с накоплением токсических продуктов в организме.
- Как вы оцениваете психологическое состояние пострадавших? - С этим вопросом я обратился к старшему научному сотруднику института В. А. СТРОКОВУ.
- В момент поступления большинство из них были в полубессознательном состоянии, - сказал он. - Тяжелейший стресс, естественно, вызвал определенные поражения психики. Внешне они были безучастными, как правило, о случившемся никто из них не говорил. Мы старались не напоминать об этом. Нельзя сказать, что это последствия амнезии (кратковременной потери памяти). Скорее, это защитная реакция организма, так называемое охранительное торможение, направленное на мобилизацию всех резервов психики, на выживание в экстремальных условиях и сохранность личности. Сейчас большинство из них вышли из этого состояния. У некоторых, наоборот, появилась повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Они стали активно интересоваться тем, что с ними произошло, судьбой родственников, своим будущим.
Гражданский долг каждого из нас - помочь этим людям вернуться к нормальной жизни, труду, учебе. Чтобы на земле Армении, обильно политой слезами, как можно быстрее вновь зазвучал счастливый детский смех.
* * *
Издательство "Знание", редакция бюллетеня "Аргументы и факты" перечислили в фонд помощи пострадавшим от землетрясения Армении 20 тыс. рублей.
16 - 18 декабря в Ленинграде состоялись встречи главного редактора бюллетеня "Аргументы и факты" В. А. Старкова с читателями. Гонорар перечислен в фонд помощи детям Армении на счет N 700101. Авторы материалов об Армении, опубликованных в этом номере, также перечисляют гонорар в фонд помощи.