Примерное время чтения: 5 минут
82

С 1 ЯНВАРЯ ИЗ ЧССР ЗАПРЕЩЕН ВЫВОЗ СВЫШЕ 70 НАИМЕНОВАНИЙ ТОВАРОВ. ЧССР: таможня добро не дает

В "АиФ" N 49, 1988 г. была напечатана короткая заметка "Отклики на таможенные меры ЧССР". Думаю, что эту проблему необходимо подробнее осветить на страницах еженедельника, наверняка она касается и многих советских граждан, выезжающих в Чехословакию в качестве туристов или по приглашению.

И. Инютин, Москва

Рассказать о новых таможенных правилах ЧССР, причинах, которые привели к их принятию, мы попросили корреспондента ТАСС в Праге А. ЯКОВЛЕВА.

15 НОЯБРЯ В ГАЗЕТЕ "Руде право" была опубликована статья под привлекшим всеобщее внимание заголовком: "Осторожно: новые таможенные правила". В ней, в частности, отмечалось, что в последнее время в читательской почте все чаще выражается недоумение - почему некоторые туристы вывозят из страны чрезмерное количество товаров, пользующихся на внутреннем рынке повышенным спросом. С удовлетворением было воспринято поэтому содержащееся в программном заявлении правительства Чехословакии нового состава обещание ограничить вывоз некоторых изделий с 1 декабря нынешнего года. Но ситуация, сложившаяся на контрольно-пропускных пограничных пунктах, вынудила принять меры досрочно.

Запрещен вывоз из страны свыше 70 наименований товаров, на вывоз около 50 видов товаров требуется разрешение.

Одновременно вдвое, с 1 тысячи до 500 крон, была снижена стоимость разрешенных к вывозу товаров для туристов. Провоз таких товаров через границу разрешен при уплате госпошлины в размере 100% их стоимости.

Хозяевам, как говорится, виднее, тем более что Чехословакия, расположенная в центре Европы, давно стала подлинной "меккой" иностранного туризма. Судите сами - страна с населением в 15,5 млн. человек принимает ежегодно до 19 млн. гостей со всего мира.

СКЛАДЫ НА ГРАНИЦЕ

В дальнейшем события приняли несколько неожиданный оборот. В первую очередь принятые меры коснулись жителей ПНР, которые привыкли в рамках приграничного туристического обмена ездить в Чехословакию на день за покупками. О масштабах этих поездок говорит такой факт: железнодорожный экспресс "Силезия". курсирующий по маршруту Прага - Варшава и вмещающий официально 1050 пассажиров, перевозит в среднем, по данным чехословацкой стороны, более 2200 человек.

Естественно, что задержки поездов на КПП достигали нескольких часов. В связи с этим в МИД ПНР был приглашен заведующий консульским отделом посольства ЧССР в ПНР. внимание которого было обращено на "непонятные действия таможенных органов ЧССР в отношении польских граждан.

Чехословацкий МИД ответил на это заявлением своего представителя, в котором подчеркивалось, что общественность страны видит в новых таможенных правилах необходимые шаги по защите внутреннего рынка, прежде всего в период начинающейся традиционной предновогодней "торговой" горячки. В заявлении выражалась надежда на то, что подавляющее большинство иностранных туристов правильно воспримут эти меры и не будут осложнять ситуацию при таможенных досмотрах.

Так или иначе, но, по свидетельству местных средств массовой информации, положение на чехословацко-польских КПП нормализуется.

ЗА "ВОЛГОЙ" В ПРАГУ

Новые таможенные правила касаются и советских туристов. Их и раньше бывало здесь немало, а с упрощением правил выезда из СССР в соцстраны стало намного больше. Казалось бы, остается только радоваться.

Но практика свидетельствует об обратном. Как раз памятники истории и архитектуры, музеи и театры не очень интересуют наших соотечественников.

Выделить их из шумной, разноголосой туристической толпы, заполняющей улицы и площади Праги, нетрудно. Скатанные в рулоны ковры и многочисленные свертки и коробки позволяют безошибочно определить страну выезда. Да, это они, наши туристы, которые ныне, обменяв от 500 до 1300 рублей на человека, припрятав в укромном месте еще несколько сотен для "черного" обмена, приступом берут прилавки некогда тихих пражских магазинов, доводя продавцов до привычного нам "белого каления".

Конечно, не все тут так просто. Многие вынуждены покупать то необходимое, чего не могут достать у себя дома. Встретилась мне как-то в обувном магазине на окраине Праги не старая еще женщина из Тирасполя, попросила помочь объясниться с продавщицей. Нужны ей были детские ботинки 17-го размера. Купила же она три пары - 17, 18 и 19. На мое замечание, что богата она внуками, ответила: да где там, внучка одна, ножка у нее растет, теперь вот хоть на три года обута.

Но ведь наряду с такими вынужденными "оптовыми" закупками существует и самая настоящая спекуляция. Сейчас при поездке в ЧССР по приглашению на срок до трех месяцев можно обменивать до 13 тысяч крон на душу. И Чехословакию тут же наводнили бойкие семейки из 3-5 человек. Это, как правило, папа, мама и великовозрастные детки, говорящие по- русски с заметным акцентом. Срок их пребывания в Чехословакии минимален - один, два, три дня. Зато задача ставится "максимум" - купить на одном из местных "автобазаров" подержанную "Волгу" и поскорее перегнать ее через границу. Арифметика тут проста, в рамках начальной школы. Списанная "Волга" стоит в пределах 30 тыс. крон. Сами чехи ею не интересуются. Слишком велика, не запаркуешь в тесных, забитых машинами улицах, да и прожорлива, а бензин в Чехословакии дорог. "Супер" - наш "А- 93" стоит 9 крон (90 копеек литр). Вот и хватают любую развалюху в расчете сделать на ней дома доходный "бизнес". Только в нынешнем году, рассказывал мне начальник главного таможенного управления министерства внешней торговли ЧССР Т. Брож, из ЧССР вывезено около 6,5 тыс. "Волг". Теперь, правда, это запрещено.

А пражский люд, воспринимающий туристов как нечто неизбежное, все видит и замечает, и уже отходит в сторону и морщится, коротко бросая: "опять эти Советы...". И сходят порой "на нет" результаты дорогостоящих дней дружбы, фестивалей и конкурсов, призванных крепить, расширять и углублять...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно