Известно, что выборы в парламенты капиталистических стран обходятся кандидатам недешево. Интересно, сколько стоит выбрать народного депутата СССР у нас, как и кем финансируются выборы?
И. Кириченко, Киев
В НАШЕЙ СТРАНЕ расходы по подготовке и проведению выборов народных депутатов производятся за счет государства. Это положение закреплено в Конституции СССР и Законе о выборах народных депутатов СССР.
В распоряжение Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР из государственного бюджета СССР на расходы избирательных комиссий выделено более 156 млн. руб.
Смета расходов на подготовку и проведение выборов утверждена Центральной избирательной комиссией. Значительная часть средств - более 70% - направляется на финансирование расходов участковых и окружных избирательных комиссий.
Выделенные средства распределены по союзным республикам, и лишь незначительная часть их оставлена в распоряжении Центральной избирательной комиссии - на содержание комиссии и в резерв на непредвиденные расходы.
Распределение средств по союзным республикам произведено в зависимости от числа избирательных участков и избирательных округов. Так, РСФСР выделено более 83 млн. руб., Украинской ССР - более 28 млн. руб., Белорусской ССР - более 6 млн. руб.
В свою очередь Президиумы Верховных Советов союзных республик распределили их по автономным республикам, краям, областям и районам.
Местные финансовые органы, выступающие в роли кредиторов, призваны следить за исполнением смет расходов на выборы.
По каким направлениям предстоят расходы? Более 107 млн. руб. направляется на удовлетворение потребностей участковых избирательных комиссий, которых в стране почти 180 тыс.
Расходы окружных избирательных комиссий составят более 11 млн. руб. По территориальным округам на одну комиссию выделяется в среднем 7 тыс. руб.
По национально-территориальным округам расходы на одну комиссию установлены дифференцирование в зависимости от числа избирателей в округе и территории округа - от 6 до 24 тыс. руб.
От 51 до 77% бюджета окружной избирательной комиссии выделяется на типографскую продукцию: избирательные бюллетени, плакаты с биографиями кандидатов в народные депутаты и т. п.
Другая важная статья расходов комиссий - выплата средней зарплаты освобожденным членам комиссий. Член избирательной комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки к выборам от выполнения производственных и служебных обязанностей. Центральная избирательная комиссия установила, что в участковой избирательной комиссии такое освобождение может быть произведено в общей сложности на месяц, а в окружной комиссии - на три месяца.
Немалые средств выделяются на изготовление кабин и ящиков для голосования и обеспечение ими избирательных участков.
Нынешняя избирательная кампания необычная. Она будет проходить при состязательности кандидатов. А уж избиратели будут судить, чья программа более реалистична и действенна. Демократическое содержание нынешних выборов требует самого активного участия кандидатов в подготовке общественного мнения в свою пользу. Значит, надо ездить по округу, защищать свою платформу, вникать в нужды людей на местах. В соответствии со ст. 49 Закона о выборах народных депутатов СССР кандидат, выдвинутый по избирательному округу, после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты может освобождаться от основной работы, и за это время ему оплачиваются средняя зарплата, расходы по командировке в пределах округа. Эти расходы также берет на себя государство.
П. ТЕХНЕРЯДНОВ, сотрудник аппарата Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР