Примерное время чтения: 6 минут
100

ВСЯ ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ. На волнах демократии

В избирательной кампании - важный этап: идут окружные предвыборные собрания. О том, как они проходят, какие проблемы выдвигают, рассказывает нашему корреспонденту заведующий организационно-инструкторской группой аппарата Центральной избирательной комиссии В. М. ЛАШКОВ.

- Валерий Михайлович, чем вызвана необходимость проведения предвыборных окружных собраний, которые раньше в ходе выборов не проводились?

- На мой взгляд, правильнее было бы вести разговор не о необходимости, а о целесообразности их проведения. Это уточнение имеет принципиальное значение. В средствах массовой информации такие собрания иногда называют ситом, фильтром и т. п. Одним словом, невольно формируется однобокое представление об этом демократическом институте. Однако практика применения нового законодательства о выборах свидетельствует, что современная избирательная система способна обеспечить повышение политической активности избирателей, их заинтересованности в участии на различных этапах избирательной кампании, в том числе и в окружных собраниях. Необычность текущего момента заключается в одновременности процесса получения определенных навыков, с одной стороны, и умения грамотно пользоваться положениями закона - с другой.

Теперь в избирательном округе реально может быть неограниченное число выдвинутых кандидатов в депутаты. В некоторых из них оно превышает четыре десятка, а в среднем на один мандат претендует пять кандидатов. При большом их количестве неминуемо произойдет разброс голосов избирателей в день выборов. Вот и возникает необходимость в предварительном выявлении общественного мнения по выдвинутым кандидатам и их предвыборным программам. На собрании важно обеспечить здоровую обстановку для объективной оценки достоинств каждого кандидата.

Кстати, о печати. На газетных полосах в последнее время немало внимания уделяется освещению позиций и действий инициативных групп, различного рода общественных комитетов, заявляющих о своих разногласиях по поводу некоторых решений избирательных комиссий. Но до сих пор мне пока не удалось ознакомиться с каким-либо выступлением представителей, например, окружных избирательных комиссий. А ведь именно избирательные комиссии обеспечивают проведение выборов. Более того, в законе записано, что к полномочиям окружной комиссии относится организация выдвижения кандидатов в депутаты. Они же могут созывать окружные предвыборные собрания. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто усматривает в принятии комиссией решения о проведении такого собрания отход от демократических принципов избирательной системы.

Думается, что в накоплении опыта использования демократических процедур больше выиграют те регионы, где окружные избирательные комиссии решили проводить предвыборные собрания. Конечно, они сознательно идут на дополнительные трудности, но тем интереснее и ценнее будет апробация новых положений.

- А как проходят окружные собрания? Судя по печати и письмам в редакцию, не везде гладко.

- Да, вы правы. Поэтому хотелось бы еще раз напомнить о необходимости более вдумчивого подхода к организации собрания, неукоснительного соблюдения положений Закона о выборах, творческого осмысления разъяснений Центральной избирательной комиссии по данному вопросу.

- Что вы имеете в виду конкретно?

- Хотелось бы, в частности, напомнить, что окружные избирательные комиссии, организуя такие собрания, должны заблаговременно сообщать о дне, часе и помещении, где оно будет проводиться, участникам собрания, направить им приглашения. Кроме того, сообщение о предстоящем собрании комиссия может опубликовать в местной печати, передать по радио. Кое-где это не делается, что вызывает справедливые претензии избирателей.

- А каков порядок делегирования делегатов на такие собрания?

- Первую часть собрания образуют представители коллективов и организаций, выдвинувших кандидатов в депутаты. Вторая часть, но не менее половины всех участников собрания, формируется из избирателей округа, не участвовавших в выдвижении кандидатов. Подчеркну, что каждый выдвигающий коллектив имеет право на одинаковое количество делегатов собрания.

- Читатели задают вопрос: как быть, если один кандидат выдвинут, например, тремя коллективами?

- Такое на практике встречается. Допустим, окружная избирательная комиссия установила норму представительства для каждого коллектива 30 человек. Тогда суммарное число возможных представителей у этого кандидата будет равно 90.

- Из редакционной почты известны случаи, когда на окружных предвыборных собраниях веред голосованием вносится предложение представить к регистрации определенное число кандидатов в депутаты. Многие читатели рассматривают это как ограничение, пренебрежение мнением коллективов, выдвинувших своих кандидатов...

- Это решает само собрание. Причем голосование может проводиться как открыто, так и тайно. По его результатам может возникнуть ситуация, когда большинство голосов получили два кандидата, а решено было представить к регистрации, например, троих. В этом случае собрание вправе из оставшихся кандидатов выбрать еще двоих, получивших наибольшее число голосов, и провести по ним второй тур голосования. Собрание может так же пересмотреть ранее принятое решение и представить к регистрации двух кандидатов.

- Как сообщают наши читатели, в ряде округов зарегистрировано по одному кандидату. Причем, как правило, это кто-то из руководителей. Каково ваше мнение но этому поводу?

- Факты такие есть. Правда, кандидаты из числа руководителей составляют менее четверти от всех зарегистрированных по таким округам.

В день голосования не будут иметь конкурентов бригадир рисоводческой бригады Оразбаев Амангельды, чабан К. Т. Тлеубаева, другие кандидаты. И наоборот, первые секретари Читинского, Южно-Сахалинского и других обкомов партии, многие секретари городских комитетов КПСС, другие партийные и советские работники баллотируются по альтернативному принципу.

Выдвижение одного кандидата Закон о выборах допускает. Однако весь дух его пронизан принципом состязательности кандидатов. И значит, надо действовать в духе Закона, добиваться, чтобы выборы повсюду проходили на альтернативной основе, чтобы была состязательность кандидатов на всех этапах избирательной кампании.

Вообще же, опыт нынешней избирательной кампании показывает, что положения Закона о выборах, в которых идет речь об окружных собраниях, требуют уточнений, особенно это касается процедурных норм. Их надо определить четче, яснее. Далеко не лучшим образом, например, ведутся протоколы многих собраний. Не всегда соблюдается порядок прекращения прений относительно кандидатов, не проводится по этому поводу голосование. Кое-кто считает процедуру ведения собрания мелочью. Но не секрет, что именно по этому поводу возникают наибольшие недоразумения и осложнения. И мелочей тут быть не должно. Ведь мы выбираем народных депутатов СССР.

Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно