Говорят, что скоро военный бюджет СССР будет рассекречен. Не целесообразно ли в такой работе использовать опыт США, ведь там открыто публикуется самая разнообразная информация о деятельности военного ведомства?
Вот так прокомментировала это предложение научный сотрудник Института США и Канады АН СССР Л. РОДИОНОВА.
В СООТВЕТСТВИИ с принципами конституции США все расходы по программам, осуществляемым министерствами и ведомствами, подлежат контролю со стороны основного законодательного органа - конгресса США.
Рассмотрение и утверждение бюджета министерства обороны в конгрессе происходит в форме слушаний, на которых рассматриваются все вопросы, связанные с финансированием подавляющего большинства военных программ. Они проходят отдельно в палате представителей и в сенате. При этом в большинстве случаев разрешено открытое публичное обсуждение ведущихся министерством обороны программ создания систем оружия. Приглашаются не только члены конгресса и представители министерства обороны, но и представители деловых кругов, фирм - подрядчиков министерства обороны, университетов, государственных ведомств, общественных организаций, прессы.
По окончании длительных и бурных дебатов выходят отчеты, в которых содержатся стенограммы обсуждения вопросов, связанных с деятельностью министерства обороны. Эти отчеты публикуются.
Важно, что бюджет министерства обороны также помещается в печати, в составе общего государственного бюджета.
Кроме этого, публикуется ежегодный доклад министра обороны конгрессу, в котором находят отражение практически все вопросы обороны, основные положения военной политики и стратегии, военного бюджета, структура личного состава вооруженных сил, программы создания систем оружия по видам вооруженных сил, объемы закупок по программам, расходы на исследования и пр.
Таковы, вкратце, демократические процедуры гласного обсуждения военного бюджета США.
Но для любого здравомыслящего человека очевиден тот факт, что национальная оборона является такой сферой государственного управления, где необходимо соблюдение государственной тайны и режима секретности. Эта проблема решается в США несколькими способами. Во-первых, некоторые слушания в конгрессе по военным программам проводятся при закрытых дверях, или засекречивается часть тех слушаний, которые в целом проводятся открыто. Но главным путем сохранения секретности является существование в рамках общего бюджета министерства обороны так называемого "черного", или секретного, бюджета, из которого финансируются "черные" военные программы. В определенной степени это понятие соответствует программам, выделенным во внутренних документах министерства обороны как программы, к которым требуется специальный допуск.
В рамках таких программ были созданы, например, разведывательные самолеты У-2, крылатые ракеты, спутники- разведчики, истребители Ф-19.
До последнего времени "черные" программы были полностью упрятаны от глаз общественности и самого конгресса США. Лишь недавно, что непосредственно связано с ростом расходов на эти программы, информация о них просочилась на страницы американских газет и журналов, где не только дается стоимостная оценка секретного военного бюджета, но и поднимается вопрос о степени необходимости столь строгого засекречивания этих программ.
В военном бюджете США отражаются расходы на все программы.
"Черные" программы скрываются в бюджете министерства обороны разными способами. Во-первых, это указание в бюджетной статье расходов на "черную" программу, данную под кодовым, ничего не говорящим названием типа "Белый медведь" или в самом общем описании, которое не раскрывает ее сущность. В этом случае указывается только общая сумма ассигнований, выделяемых на программу. Вторым способом является сокрытие расходов на "черные" программы в совершенно других бюджетных позициях. Такими позициями могут быть военное строительство, расходы на военный персонал, эксплуатационные расходы. В принципе секретный бюджет может быть упрятан в любой позиции военного бюджета, и это создает огромные трудности для подсчета его объема. Например, в ВВС под ничего не говорящими названиями таких бюджетных позиций, как "избранные виды деятельности" или "прочие производственные расходы ", американскими специалистами было обнаружено 13 млрд. долл. "черных" расходов.