Говорят, что скоро военный бюджет СССР будет рассекречен. Не целесообразно ли в такой работе использовать опыт США, ведь там открыто публикуется самая разнообразная информация о деятельности военного ведомства?
Вот так прокомментировала это предложение научный сотрудник Института США и Канады АН СССР Л. РОДИОНОВА.
В СООТВЕТСТВИИ с принципами конституции США все расходы по программам, осуществляемым министерствами и ведомствами, подлежат контролю со стороны основного законодательного органа - конгресса США.
Рассмотрение и утверждение бюджета министерства обороны в конгрессе происходит в форме слушаний, на которых рассматриваются все вопросы, связанные с финансированием подавляющего большинства военных программ. Они проходят отдельно в палате представителей и в сенате. При этом в большинстве случаев разрешено открытое публичное обсуждение ведущихся министерством обороны программ создания систем оружия. Приглашаются не только члены конгресса и представители министерства обороны, но и представители деловых кругов, фирм - подрядчиков министерства обороны, университетов, государственных ведомств, общественных организаций, прессы.
По окончании длительных и бурных дебатов выходят отчеты, в которых содержатся стенограммы обсуждения вопросов, связанных с деятельностью министерства обороны. Эти отчеты публикуются.
Важно, что бюджет министерства обороны также помещается в печати, в составе общего государственного бюджета.
Кроме этого, публикуется ежегодный доклад министра обороны конгрессу, в котором находят отражение практически все вопросы обороны, основные положения военной политики и стратегии, военного бюджета, структура личного состава вооруженных сил, программы создания систем оружия по видам вооруженных сил, объемы закупок по программам, расходы на исследования и пр.
Таковы, вкратце, демократические процедуры гласного обсуждения военного бюджета США.
Но для любого здравомыслящего человека очевиден тот факт, что национальная оборона является такой сферой государственного управления, где необходимо соблюдение государственной тайны и режима секретности. Эта проблема решается в США несколькими способами. Во-первых, некоторые слушания в конгрессе по военным программам проводятся при закрытых дверях, или засекречивается часть тех слушаний, которые в целом проводятся открыто. Но главным путем сохранения секретности является существование в рамках общего бюджета министерства обороны так называемого "черного", или секретного, бюджета, из которого финансируются "черные" военные программы. В определенной степени это понятие соответствует программам, выделенным во внутренних документах министерства обороны как программы, к которым требуется специальный допуск.
В рамках таких программ были созданы, например, разведывательные самолеты У-2, крылатые ракеты, спутники- разведчики, истребители Ф-19.
До последнего времени "черные" программы были полностью упрятаны от глаз общественности и самого конгресса США. Лишь недавно, что непосредственно связано с ростом расходов на эти программы, информация о них просочилась на страницы американских газет и журналов, где не только дается стоимостная оценка секретного военного бюджета, но и поднимается вопрос о степени необходимости столь строгого засекречивания этих программ.
В военном бюджете США отражаются расходы на все программы.
"Черные" программы скрываются в бюджете министерства обороны разными способами. Во-первых, это указание в бюджетной статье расходов на "черную" программу, данную под кодовым, ничего не говорящим названием типа "Белый медведь" или в самом общем описании, которое не раскрывает ее сущность. В этом случае указывается только общая сумма ассигнований, выделяемых на программу. Вторым способом является сокрытие расходов на "черные" программы в совершенно других бюджетных позициях. Такими позициями могут быть военное строительство, расходы на военный персонал, эксплуатационные расходы. В принципе секретный бюджет может быть упрятан в любой позиции военного бюджета, и это создает огромные трудности для подсчета его объема. Например, в ВВС под ничего не говорящими названиями таких бюджетных позиций, как "избранные виды деятельности" или "прочие производственные расходы ", американскими специалистами было обнаружено 13 млрд. долл. "черных" расходов.
Запас карман не тянет