Теперь мы знаем, что дефицит нашего государственного бюджета составляет 35 млрд. руб., хотя специалисты считают, что он значительно выше этой суммы.
Тот факт, что мы ведем расточительный образ жизни и при этом полностью не решили проблем жилья, продовольствия, здравоохранения, образования, не может не вызывать общественной тревоги.
Об этом свидетельствует обширная читательская почта, которая содержит и адреса "махровой" бесхозяйственности, и предложения по ее ликвидации.
Наиболее часто (помимо давно ставшего нарицательным Минводхоза) упоминается геологоразведочная отрасль, которая, по мнению Е. Сарапцева из Тюмени, превращается в "худой мешок худого хозяина".
Свою точку зрения о том, есть ли резервы в области геологоразведки, нам высказывает заместитель председателя Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совмине СССР доктор экономических наук М. ТОЛКАЧЕВ.
ЗА ПЕРИОД с 1975 г. ассигнования на геологоразведочные работы возросли в 2,5 раза и достигли сегодня годовых объемов почти в 9 млрд. руб. Поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, в которых занято около миллиона человек, проводят организации более десяти министерств и ведомств. Почти 70% ассигнований приходится на долю Министерства геологии СССР.
В погоне за общей цифрой прироста запасов здесь систематически допускается переразведка месторождений. Так, например, геологами на 300 лет вперед разведано запасов цементного сырья на Тоскано-Встреченском, на 320 лет - на Верхне-Встреченском месторождениях (Магаданская область), на 114 лет - доломитов Данковского месторождения (Липецкая область). Таким образом, значительные средства были затрачены на работы, реальная отдача от которых предусматривается за пределами XXI века.
При попустительстве Госгеолконтроля СССР и других контролирующих инстанций в разведку нередко вовлекаются удобные для геологов объекты, освоение которых в ближайшие 15-20 лет не предусматривается. Только за 1985- 1987 гг. Мингео СССР детально разведало больше 20 таких месторождений на сумму около 130 млн. руб. Хотя очевидно, что с этими затратами можно было бы повременить.
При отсутствии государственных или договорных цен на разведанные запасы полезных ископаемых или на информацию о месторождениях (при реализации второй модели хозрасчета), в роли доходов геологоразведочных предприятий выступают их расходы, финансируемые государством в соответствии с составляемой и утверждаемой в отрасли проектно-сметной документацией. Признать эти затраты на деле выручкой, аналогичной выручке за произведенные товары или оказанные платные услуги, нельзя, потому что составляя и утверждая сами для себя сметы, геологи ориентируются на объемные показатели, не свободные от излишнего "жира". В 1987 г. при проверке Союзгеолэкспертизой около 7,5 тыс. проектов и смет была уменьшена их сметная стоимость на 1 млрд. руб. За 9 месяцев 1988 г. сметы были сокращены на 406 млн. руб.
Очевидно, что требуются срочные организационные меры. Целесообразно вывести Союзгеолэкспертизу и Государственный геологический контроль из подчинения Мингео и поручить им проверку проектно-сметной документации всех министерств и ведомств, осуществляющих геологоразведочные работы.
За период 1984-1987 гг. с согласия Госгортехнадзора СССР и геологических организаций, разведывавших месторождения, списаны как неподтвердившиеся 127 млн. тонн угля, 63 млн. тонн черных металлов и других ценных видов минерального сырья. А ведь на их поиски и разведку геологи истратили значительные средства, кроме того, получили зарплату и награды.
В отрасли осуществлен ряд мер по рационализации организационной структуры. Упразднены четыре республиканских министерства геологии, десятки объединений переведены на новые условия хозяйствования. Вместе с тем требуется дальнейшее совершенствование структуры управления геологоразведочными работами.
Раздробленность организаций, работающих на одной территории, в связи с узкой специализацией выполняемых ими работ вредит делу. Так например, в Иркутске параллельно функционируют объединения "Иркутсгеология", "Востсибнефтегазгеология", "Востсибгеофизика", "Сосновгеология" и научно - исследовательский институт. Каждая из этих организаций имеет свой аппарат управления, транспортные и коммунально-бытовые службы, производственные базы и жилые поселки. Необходимость объединения территориальных геологоразведочных объединений, работающих в Коми и Якутской АССР, Иркутской области. Красноярском крае, в единые комплексные подразделения давно назрела.
Необходимо устранить параллелизм в проведении геологоразведочных работ Мингео СССР, Миннефтепрема и Мингазпрома, а также других министерств и ведомств на одних и тех же перспективных площадях и месторождениях. Это становится причиной перетока кадров, четко выраженного местничества в строительстве жилья, объектов социального назначения. Ежегодно выявляются десятки случаев дублирования геологоразведочных работ организациями различных министерств и ведомств.
Вызывает сомнение целесообразность значительного увеличения в текущей пятилетке ассигнований на. проведение геологоразведочных работ (прирост их к предыдущей пятилетке составляет 13 млрд. руб., или почти 40%). Это можно расценить как рецидив затратного, валового, экстенсивного подхода к планированию и организации геологоразведочных работ. За счет концентрации сил и средств, ускоренного внедрения новых методов и прогрессивных технических средств, активизации внешнеэкономической деятельности можно сэкономить и направить в другие важнейшие отрасли народного хозяйства (машиностроение, здравоохранение и др.) не менее половины от намеченных на пятилетку приростов ассигнований на геологоразведочные работы.